Стадия социализации которая включает в себя период после выхода человека на пенсию называется

Социализация человека— определение, что включается в себя, виды. Процессы и этапы первичной и вторичной социализации, чем различаются, подходы к пониманию. Стадии социализации и их факторы, как происходит.

Социализация — психология

Итак, институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

Универсальные характеристики процесса социализации

Поэтому непременным условием их социализации становится расширение круга общения и углубление социальных взаимосвязей. Но при реализации данного процесса формируются сложности при формировании личностных контактов, а именно ситуация усугубляется тем, что пожилой человек испытывает максимум коммуникативных трудностей. Люди в возрасте недостаточно откровенны, не всегда могут полностью раскрыться, подозрительно относятся к постороннему вниманию. Кроме того, прожив большую часть жизни пожилой человек не ощущает того, что в обществе он пользуется особенным почетом и ценится также, как и в своей семье. В обществе, где высоко ценится энергия молодости, им так трудно обратить на себя внимание и доказать свою полезность. Нужно также отметить, что большинству людей свойственно уклончивое отношение к собственному возрасту. Часто взрослым людям завидуют дети, а пожилому человеку в принципе завидуют редко. К пожилым людям часто относятся с чувством жалости, сочувствия, с позиции первозданного превосходства молодости над старостью.

В этой позиции нет ничего предосудительного. Психологически и субъективно эту ситуацию можно признать нормальной, если она не распространяется на реальные дела и поступки человека. При этом нельзя допускать явления возрастной сегрегации.

Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался.

Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Последовательно усложняющиеся виды деятельности из одной группы обязательно сменяются видами деятельности, принадлежащими к другой группе. Вслед за периодами, когда происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, когда преимущественно формируются операционно-технические возможности детей, и наоборот. Таким образом, процесс развития личности происходит как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы и постепенное усложнение различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления. Иная периодизация развития личности основана на предположении, что деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью. В случае, если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность. Первая фаза — адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Вторая фаза — индивидуализации порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Третья фаза — интеграции личности в обществе порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Представленное выше понимание процесса развития личности может быть дополнено периодизацией на основе уровня развития группы, в которую она оказывается включена. На этой основе выделяют возрастные этапы формирования личности: ранний детский преддошкольный возраст 0—3 года , детсадовское детство 3—7 лет , младший школьный возраст 7—11 лет , средний школьный возраст 11—15 лет , старший школьный возраст 15—18 лет. Ряд специалистов при рассмотрении вопроса о периодизации возрастного развития связывают его с этапами становления внутреннего мира личности. Ступень «оживления» от рождения до одного года , на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери, что и есть само со-бытие. На этом уровне ребенок начинает различать воспринимаемый окружающий мир и свои собственные самоощущения. Младенец при виде матери меняет свое поведение, проявляет явные признаки удовольствия. Ступень «одушевления» от одного года до 6 лет , в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи. Благодаря прямохождению ребенок впервые попадает в единую с взрослым пространственную систему координат. Он видит и воспринимает мир в том же ракурсе. Речь позволяет ребенку осознать себя самого в известной формуле «Я сам». В этом возрасте ребенок впервые освобождается от «совместности» с взрослым; зарождается его самостоятельность. Ступень «персонализации» от 7 до 18 лет , характеризуемая формированием содержательных представлений о себе самооценка, «образ-Я» и пр. Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания. Ступень «индивидуализации» от 20 до 40 лет , на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды. Ступень «универсализации» от 45 до 65 лет и более. Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир. Суть основных положений концепции развития личности А. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой или лицом. Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Межличностные отношения в группах порождают противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группу, шире — в систему общественных отношений. Это может быть переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента — в студенческий коллектив, работника из одной фирмы в другую, или же личностное развитие в глобальном масштабе — от младенчества до гражданской зрелости. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. Первая фаза Становления личности — Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы нравственные, учебные, производственные и другие и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы. Вторая фаза - индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, — и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Третья фаза - интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями — с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности. Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, пройдя адаптацию на второй фазе становления своей личности, стремятся найти пути проявления своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития. В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности — черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы. Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, адаптация или дезадаптация, индивидуализация или деиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности. Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную, готовую к воспроизводству и воспитанию нового человека, продолжению себя в своих детях. Третья макрофаза эпоха , начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы. Отрочество выступает как эпоха перелома, обострения противоречий, что и типично для стадии индивидуализации. Критерии определения психологического возраста личности. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития Эриксон. Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые новое питание, дыхание. Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. Выготским автономной.

В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе. Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее. В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость. Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей. Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе. В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека. Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему. Примеры социализации личности Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах. Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни. Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека. Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность. Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность. Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества. Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми. Робинзон Крузо Доказано, что люди, живущие вне общества, часто испытывают чувство угнетённости и склонны к депрессии. Люди с выраженными качествами лидера хуже переносят изоляцию и жизнь вне общества. Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей. В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад. При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка. Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь язык , на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов. В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример.

Социализация личности

А в некоторых событиях заключен глубокий внутренний или психологический элемент: религиозное откровение; развод с супругом или супругой; смерть родного человека. Средний возраст, или зрелость Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны.

Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний. Хотя интерес к развитию зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослых женщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют предполагать, что женщины проходят точно те же этапы развития, что и мужчины в исследовании Левинсона , и примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное распределение периодов и характер задач развития одинаковы, подходы к решению задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени эти различия проистекают из повышенной сложности женских представлений о собственном будущем и тех трудностей, которые женщины испытывают в случаях, когда от этих представлений приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты страховки на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества.

В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Пожилой возраст, или старость Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. Литературные памятники также указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. Общества различаются по тому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации.

Именно в процессе интеграции человек несет в массы свой опыт и знания.

Самоэффективность в этот период имеет наивысший процент развития. Этапы социализации по Колбергу Личностный рост — что это такое Лоренс Колберг изучал понятие социализации в Гарвардском университете в 90-х годах прошлого столетия. В отличие от предыдущего ученого, Колберг не связывает этапность социализации с возрастными изменениями человека или зависимостью от общепринятых норм. У него выделяется 6 стадий созревания общественных отношений. Первая стадия включает в себя маленьких детей, у которых нет понятия «плохо» или «хорошо» относительно поступков. На начальной стадии ребенок стремится быть безнаказанным. Адаптация к обществу начинается с дошкольного возраста Вторая стадия относится к периоду, когда ребенок понимает, что за каким-то поступком может последовать наказание, и старается не совершать его. Замещающие поступки совершаются в целях получения похвалы.

На третьей стадии человек различает хорошие и плохие поступки и старается соответствовать общественным требованиям. Четвертая стадия отличается пониманием и поддерживанием интересов социума. На пятой стадии индивид дает оценку своим поступкам. На этой стадии он думает больше об окружающих, а не о самом себе. Высоконравственное поведение и зрелость ума играют ведущую роль в его жизни. На этом этапе личность способна понять сущность законов общества. На шестой стадии человек способен создавать свои законы морали, которые воспринимаются социумом как высоконравственные. У индивида закрепляются полученные ранее моральные устои, которым на протяжении последующей жизни он изменить не может по этическим соображениям.

Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно, не было обнаружено политической социализации. Далее была взята группа школьников 9-10 лет: 1 место - СССР. Эти факты говорят о том, что политическая социализация в России у детей наступает позже, чем у детей США. Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация: Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма дети выбрали Швейцарию. Советские дети выбрали 1- Америку и 2- Японию.

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте. На 3 место советские дети поставили Францию 3. Фазы и этапы социализации личности Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации.

Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются. Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» от рождения до зрелой личности и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения. В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых.

Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Только в начале XVII в. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык.

К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы - на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, то есть у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов или акторов. Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу.

Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности , а степень её независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве.

Он имеет определенную стадиальность, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека спецификой социальной ситуации в разные периоды жизни. В истории психологии существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Психоаналитическая концепция связывает эти стадии с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов. Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на первичной стадии социализации, которая подразделена на оральную, анальную, фаллическую. В такой позиции роль бессознательного в социализации личности неоправданно абсолютизируется. Действительно, решающее значение имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком. Следующая стадия социализация — маргинальная промежуточная, или псевдоустойчивая — это социализация подростка. Данный переходный возраст от детства к взрослости связан главным образом с самоутверждением личности, её групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, её социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствии выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности. Социологический подход основное знание в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества.

Социализация личности: понятие, этапы, стадии

Для того, чтобы оно стало эффективным необходимо создавать специальные условия и налаживать их в постоянной системе. В пожилом возрасте в силу естественных условий сильно сужается круг людей, с которыми человек общался в жизни. Такая ситуация оставляет неудовлетворенной потребность в дружеских связях и приятельских контактах. При этом человек испытывает озабоченность и тревогу. Пожилые люди часто склонны к депрессиям, поскольку у них отсутствуют близкие прочные взаимоотношения. Поэтому непременным условием их социализации становится расширение круга общения и углубление социальных взаимосвязей. Но при реализации данного процесса формируются сложности при формировании личностных контактов, а именно ситуация усугубляется тем, что пожилой человек испытывает максимум коммуникативных трудностей. Люди в возрасте недостаточно откровенны, не всегда могут полностью раскрыться, подозрительно относятся к постороннему вниманию.

Кроме того, прожив большую часть жизни пожилой человек не ощущает того, что в обществе он пользуется особенным почетом и ценится также, как и в своей семье. В обществе, где высоко ценится энергия молодости, им так трудно обратить на себя внимание и доказать свою полезность. Нужно также отметить, что большинству людей свойственно уклончивое отношение к собственному возрасту.

Смелзер США считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Мухина рассматрива в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно впечатление каких-либо образов, ощущений и т. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве до 6 лет — унижение, жестокое обращение и пр. Экзистенциальный нажим от лат. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII в.

Мишель Монтень, который писал: «... Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализаиции. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих их проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этнокон-с к с еиональной и другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы сверстники, коллеги и пр. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы.

Особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет. Специальных исследований этой проблемы нет, хотя некоторые аспекты стиля лидерства или группового принятия решений могли бы иметь значение для анализа таких институтов социализации. Между тем такой поворот этой проблемы помог бы раскрыть причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера. Послетрудовая стадия Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий Стадия адаптации рождение — подростковый период. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Послетрудовая стадия пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. Стадии процесса социализации личности по Эриксону 1902-1976 : Стадия младенчества от 0 до 1,5 года. На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка. Стадия детства от 4 до 6 лет. На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом от 6 до 11 лет. На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе. Стадия юности от 21 до 25 лет. На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью. На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы.

Универсальные характеристики процесса социализации

По мере того, как человек становится старше, он сталкивается с переходными этапами, которые требуют социализации в новой роли, например, при выходе на пенсию, поступлении в армию или переезде в другую страну, где требуется изучить новые традиции, язык, пищевые привычки. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. 2. Семья играет важную роль в социализации индивида. 3. Нарушение социализации затрудняет интеграцию в общественную жизнь в будущем. 4. Социализация заканчивается с выходом человека на пенсию. — это период человеческой жизни, который наступает после зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года — преклонный возраст; с 71 года до 90 — старческий; возраст человека свыше 90 лет принять считать возрастом долгожительства. Необходимо отметить, что социализация пожилых людей весьма сильно отличается от социализации людей в других возрастных периодах. Это происходит потому, что социальные роли пожилого человека имеют высокую степень неопределенности. Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. Эта сторона социализации отражает вклад, который вносит сам человек в свою социализацию в силу собственных индивидуально-психологических особенностей.

3.Фазы и этапы социализации личности

Третий этап — консервация накопленного опыта, воспроизведение его для других индивидов, проходящих социализацию. Пассивная форма социализации — репродуктивная деятельность, характеризующаяся потреблением информации. Активная форма — создание и разрушение социальных связей путем собственной активной деятельности. Каждый из этих трех этапов содержит в себе один или несколько пунктов, которые различны, в зависимости от выбранной концепции. Эти пункты параллельны этапам возрастной периодизации человека. Например, классификация возрастных периодов АПН СССР 1965 — одна из наиболее подробных: новорождённые — от 1 до 10 дней; грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года; раннее детство — от 1 до 2 лет; первый период детства — от 3 до 7 лет; второй период детства — от 8 до 12 лет муж. Стадии социализации по А. Петровскому Советский и российский психолог Артур Владимирович Петровский рассматривал субъект-объективные общественные отношения следующим образом: Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек — объект общественных отношений.

Он подвергается влиянию таких агентов социализации, как родители, воспитатели, учителя.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

Основные этапы социализации личности: Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; Вторичная социализация — на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе. Детство — социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст — не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей. Молодость ранняя зрелость — возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать. В более старшие годы примерно в возрасте от 18 до 30 лет основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу.

Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества. В то же время отсутствует единое толкование этого понятия. Понимание термина «социализация» Рассмотрим, как понимают этот термин разные специалисты.

Чаще всего под социализацией могут подразумевать два явления: процесс, благодаря которому человек приобретает социальный опыт при взаимодействии и при общении с обществом; это результат приобретения личностью социального опыта благодаря осуществлению совместной деятельности и благодаря общению с обществом. То есть под социализацией может рассматриваться, как сам процесс приобретения социального опыта, так и результат этого процесса. И тут важно особенно отметить, что как правило социализация — это стихийный процесс, который происходит в результате множества случайных взаимодействий. Социализация личности и воздействие на процесс воспитания Но социализация также может протекать и в обстоятельствах, заранее спланированных для того, чтобы оказывать формирующее воздействие на личность. Во втором случае процесс социализации протекает во время руководимого целенаправленного процесса воспитания.

Во времена еще советской психологии были разработаны модели социализации детерминированного типа, которые рассматривали это явление очень однозначно: под социализацией понимался личностный рос под воздействием официальных образовательных учреждений. Сам термин «социализация» начал использоваться психологами еще в середине прошлого века. Психологи того времени рассматривали социализацию с трех различных направлений. Это может быть и результат целенаправленного социального обучения. Это может быть результат стихийных процессов взаимодействия с обществом и общения с другими людьми.

Это может быть процесс самореализации личности. Согласно Кродуэллу Г. Во время этого процесса у человека рождаются убеждения, также он учится одобряемым в обществе формам поведения, что позволит ему нормально существовать в этом обществе. Обычно процесс социализации никогда не прекращается и протекает на протяжении всей жизни человека. Однако чаще всего его относят к периоду раннего становление в детском и юношеском возрасте.

Социализация личности как психологическая проблема В нашем государстве социализацию начали рассматривать, как психологически значимую проблему чуть позже, чем за границей. А именно — ближе к семидесятым годам. Сначала этой проблемой занимались философы и социологи. Они для изучения темы критически анализировали появляющиеся за рубежом концепции. В то же время проблеме стали активно уделять внимание многие ведущие советские психологи.

Особенно этим вопросом занимались социальные психологи. Например, известный психолог Б. Ананьева изучала психологические эффекты этого явления. Мерлина посвятила свою работу изучению процесса формирования индивидуальности наряду с социализацией. Свои монографии изучению процесса посвятил И.

Также известны и другие работы этого периода времени, заложившие базовые основы для дальнейшего развития темы. Истоки психологии социализации В 80-е годы тему социализацию также активно изучали и другие ученые психологи. Андреева выпустила пособие по психологии социализации. Ломов опубликовал теоретические концепции и методологические принципы по этой теме. Ученые защищали диссертации на тему социализации молодежи.

Прошло немного времени, и к вопросам социализации стали присматриваться со стороны отечественной педагогики. Эту проблему особенно активно разрабатывали с точки зрения социальной педагогики, которая должна была применяться для управления целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней социально важных качеств. Много внимания этой теме уделила в своей монографии Р. Гурова, которая описывала проблемы процесса воспитания с точки зрения социализации. Также на проблемы социализации начали постепенно обращать внимание представители и других направлений — это юристы и криминологи.

Их больше всего заинтересовала проблема десоциализации. Социализация личности в гуманитарии В результате интерес к процессу социализации проявили многие направления гуманитарных наук.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Касьянов, В. Нечипуренко, С. Самыгин Задание 21. Какой непреложный принцип развития личности назван в тексте? Как авторы раскрывают смысл десоциализации?

В чём, по их мнению, заключается сущность ресоциализации? Вариант правильного ответа: 1. Непреложный принцип развития личности: Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Предполагается также и в классической традиции западного образования это более важно , что образование призвано сформировать характер и развить ум — совершенно независимо от критериев успеха в том или ином конкретном обществе. Однако помимо этой прямой своей функции вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, скрытых от непосредственного наблюдения. Так, можно с уверенностью утверждать, что одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп — в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих его он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь за парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанника. Следовательно, можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы — для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты — воспитанники детских домов — оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной. Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, — это отсутствие родителей и родственников, которые прежде осуществляли надзор за ним. Ему приходится учиться подчиняться незнакомым людям, и уже не потому, что он испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей уже не рассматривается как уникальная личность, любимый сын дочь или исключительная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типичной школе не являются объектом специального внимания. Ребенок становится лишь одним среди многих, он теперь подчиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. В школах некоторых стран существуют специальная школьная форма, стандартный набор учебников и письменных принадлежностей, строго соблюдаемый режим дня, четко установленная очередность предметов расписание уроков , стабильность преподавательского контингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специальных стандартов школьных оценок , обычно по пятибалльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам , через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах — от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько этапов, например, начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается сертификат — диплом аттестат об окончании средней школы, фиксирующей успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет. Эффективность воздействия процесса образования на формирование личности также во многом зависит и от характера социальных взаимодействий, протекающих в стенах классной комнаты. В начале 1970-х годов целый ряд английских социологов проводили исследования социальных взаимодействий и ценностей нередко скорее подразумеваемых, нежели осознаваемых формально , которые составляют социальную систему классной комнаыв школе. Английский социолог Н. Кедди, изучая сложившуюся в британских школах практику распределения учащихся по параллельным классам с учетом их способностей, связывает оценку способностей ученика, которая формирует основу такого разделения, с критериями, используемыми учителями для оценки знания, получаемого в классной комнате. Предполагается, что те знания, которые сама школа считает необходимыми и «правильными», довольно абстрактны и могут быть представлены в общих формах. При этом учителя оценивают именно эти приобретенные на школьной скамье знания выше конкретных знаний учеников, усваиваемых ими непосредственно из собственного опыта. Кандидаты в группы с высокими способностями с большей охотой усваивают прежде всего то, что определяется учителями как «подходящее» знание, и воздерживаются от выражения недоверия, когда оно не совпадает с их собственным опытом. После распределения по параллельным классам те, кто признан более способными, получают более свободный доступ к знаниям, оцениваемым более высоко, в отличие от тех, кто аттестуется как менее способные. Практически все школы и другие организации, функционирующие в рамках образовательных институтов, имеют формальный учебный план, охватывающий те области академического знания, которые, как ожидается, будут осваиваться учениками — например, математику, физику, биологию. Однако помимо этого академического и точно изложенного изучаемого плана существует ряд ценностей, аттитюдов или принципов, передаваемых ученикам учителями в неявном виде. Полагают, что этот скрытый учебный план призван поддерживать социальный контроль в школе и обществе. Это в результате приучает людей приспосабливаться к реально функционирующей государственной власти, а также господствующей в обществе идеологии и подчиняться ей; заставляет их воспринимать социальное неравенство как естественное состояние и обеспечивает, таким образом, культурное воспроизводство в данном обществе. Конечно, все это накладывает свой отпечаток на формирование интеллекта. Нередко можно наблюдать, что ученики творческие и независимые относительно слабо успевают в школе, в то время как преуспевают школьники, обладающие такими качествами, как пунктуальность, дисциплина, повиновение и прилежание. Так или иначе, уровень и качество образования здесь мы не разделяем формального и неформального, профессионального и непрофессионального аспектов, а говорим об образовании вообще — как о целенаправленном и систематическом приобретении новых знаний, умений и навыков выступает важнейшим фактором формирования индивидуального интеллекта. Зависимость между образованием и уровнем психометрического интеллекта неоднократно подтверждалась данными как зарубежных, так и отечественных исследований. Так, Л. Борисова проанализировала результаты эксперимента по определению уровня интеллекта в пяти группах с различными уровнями образования. Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивается рис. Завершая рассмотрение вторичной социализации, обратим внимание на следующее. Школа является довольно поздним результатом исторического развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых примитивных народов сегодня школы как таковой вообще не существует. Обучение новым знаниям и навыкам в таких обществах происходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, с младшими, усваивающими его; и не через письменные носители информации книги, учебники, тетради , а через устную речь и наглядные примеры. Большинство авторов, изучающих проблемы социализации, сосредоточивают практически все свое внимание лишь на первых двух фазах,[185] иногда даже не упоминая о двух последующих, хотя они охватывают не менее двух третей человеческой жизни. В этом есть определенный резон: предполагается, что социализация, рассматриваемая в основном как подготовка к жизнедеятельности в условиях человеческого общества, завершается с наступлением биологической и социальной зрелости. Однако, рассматривая социализацию в широком смысле — как освоение норм и ценностей общества, в котором индивид живет, — мы должны будем согласиться с тем, что она продолжается у человека практически до самой его смерти в полном соответствии с поговоркой «век живи — век учись». Правда, учитывая огромное разнообразие общественных практик и различие включенности в них разных членов общества, довольно трудно выделить типовые паттерны социализации зрелого возраста. Тем не менее на некоторые из них, характерные для всех обществ и всех исторических периодов, следует указать. В контексте данного вопроса можно выделить два типовых момента. Первый — это освоение роли самостоятельного экономического агента. Оба предшествующих этапа социализации — первичной и вторичной — независимо от продолжительности их по времени характеризуются тем, что физическое и культурное существование индивида материально обеспечивают другие люди — родители, воспитатели, опекуны. Завершая же вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования. Второй — обзаведение собственной семьей. Это означает не только его ее прямое участие в продолжении рода в биологическом смысле. Если на первых двух этапах своей социализации человек — лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него теперь требуется освоение новых ролей — мужа жены , отца матери , воспитателя, наставника, опекуна. Конечно, сценарии семейных ролей во многом зависят от характера брачно-семейных институтов, типичных для того или иного общества, а также преобладания той или иной формы семьи. Скажем, для традиционных обществ, где доминирует расширенная семья, вступление в этап социализации взрослого человека еще не означает обретения полной независимости: даже став отцом или матерью, индивид остается в подчинении реальному главе семьи — патриарху. Кстати, и свою роль экономического агента он исполняет, не выходя за рамки семьи, поскольку именно семья является в традиционном обществе базовой хозяйственной единицей. Иное дело — современное индустриальное общество, где преобладает нуклеарная семья. В таком обществе обзаведение собственной семьей предполагает и обзаведение собственным автономным домашним хозяйством, что означает гораздо более высокую степень независимости. Различие в типах обществ и уровнях их развития накладывает свой отпечаток на характер и содержание различных этапов социализации, а также на их продолжительность. В традиционных обществах с их недоступностью образования для широких масс абсолютное большинство членов этих обществ просто «перескакивает» через этап вторичной социализации, переходя от первичной непосредственно в социализацию зрелости. Реально это означает, что дети в семьях крестьян и ремесленников с самых юных лет приобщаются к посильной работе по добыванию хлеба насущного, не в игре, а на практике осваивая роль самостоятельного экономического агента. Кроме того, здесь является самым обычным делом вступление в брак сразу по достижении биологической половой зрелости. Достаточно вспомнить, что даже в развитой Англии в канун индустриальной революции середина XVIII века средняя продолжительность жизни составляла тридцать лет. Вряд ли есть основания считать, что в предшествующие эпохи и в других обществах она была дольше. Кроме того, заключение брака равно как и рождение новых детей означало появление в семейном производстве новых работников, от общей численности которых зависела его, производства, эффективность. Эта ситуация коренным образом меняется в индустриальных обществах, что, конечно, также имеет свои объективные предпосылки. Здесь, прежде всего, семья оказывается сплошь и рядом отделенной от производственной деятельности, а социальные функции ее ограничиваются репродукцией — биологической и культурной. Кроме того, усложнение технологий и все более активное внедрение в производственный процесс достижений науки диктуют настоятельную необходимость массовой грамотности. Это ведет к тому, что этап вторичной социализации становится обязательным для абсолютного большинства членов индустриальных обществ. Более того, продолжительность этого этапа разделяющего первичную социализацию и социализацию зрелости последовательно увеличивается в размерах по мере развития индустриализации. Вступление человека в стадию социализации зрелости затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.

Теория социализации э эриксона кратко

Стадии и институты социализации Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе? Социализация личности – что это такое, каковы её этапы, и какие факторы влияют на процесс становления? Подробно рассмотрим виды и стадии социализации.
Что такое социализация? Виды, этапы, примеры Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций.
Что такое социализация? Виды, этапы, примеры По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности.

Лекция 5. Социализация личности

Выделяются три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. 1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Трудовая стадия социализации осуществляется в длительный период зрелости человека и его трудовой деятельности. Признание ведущего значения трудовой деятельности для существования и развития личности придает особое значение данной стадии. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий