Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены

повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. либерализация цен в России - вступил в силу указ президента России Б.Н. Ельцина об освобождении цен на подавляющее большинство товаров. Ровно 25 лет назад, 2 января 1992 года, в России был запущен процесс либерализации цен: государство фактически перестало вмешиваться в процесс ценообразования, из-за чего стоимость продуктов и услуг в стране резко выросла. О том, как Россия переживала переход к. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий.

Экономические реформы в эпоху Перестройки и расспада СССP

Однако, несмотря на хороший урожай зерна, крестьяне отказывались сдавать хлеб государству по установленным им ценам. На мировом рынке цены на зерно снижались, поэтому повышать закупочные цены на него на внутреннем рынке было невыгодно. Действующие в России методы регулирования цен и тарифов: -со 2 января 1992 года на подавляющее большинство товаров. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые.

2 января 1992 года. Шоковая терапия

Шоковая терапия в России 1992 года 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от госрегулирования и выросли на сотни процентов. Контроль за ценами ряда социально значимых товаров (хлеб, молоко, спички, соль, сахар) был оставлен государству.] Со 2 января отпущены цены на товары и услуги.
Какие ошибки шоковой терапии правительства гайдара имели самые тяжелые последствия К 1917 г. во всех районах России подавляющее большинство рабочих — от 70% — проживало на съемных квартирах[10].
Март г событие. Начало экономической реформы 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
Проведения в году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ ТВ Информ, 1 канал, ЦТ, 24 декабря 1991 г.
Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) "О мерах по либерализации цен" К 1917 г. во всех районах России подавляющее большинство рабочих — от 70% — проживало на съемных квартирах[10].

1890 г преобладающими экономике россии стали

Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам». В 1991 г. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным проблему не решили. К концу 1991 г. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования.

В марте 1992 г.

Гайдар руководил правительством до конца 1992 г. Правительство Ельцина—Гайдара приступило к проведению реформ 2 января 1992 г. С 21 августа 1992 г. Номинально стоимость "ваучера" была объявлена в 10 тыс. В результате "ваучерной" приватизации в 1992 — 1994 гг. С 1 июля 1994 г. Радикальная экономическая реформа на начальном этапе проходила крайне тяжело и вызвала ряд побочных эффектов.

Фиксированные цены на потребительские товары в СССР были низкими, что вызывало повышенный спрос. Как следствие, товары стоили непропорционально друг другу, если сравнить их со стоимостью товаров и услуг, которые существовали в это же время в странах с рыночной экономикой. Продовольственный кризис в Москве. Пустые прилавки в магазине.

РИА Новости После того как был снят контроль над ценами, рынок быстро наполнился товарами. Впрочем, далеко не все экономисты согласны с тем, что дефицит был устранён благодаря реформам по либерализации. Китай и Россия» писал, что дефицит конца 1991 года не являлся результатом катастрофического сокращения производства. Люди 70 лет жили при элементах коммунизма, и рост цен на продукты питания мог вызвать непрогнозируемую реакцию, вплоть до социальных явлений.

Здесь необходимо было политическое решение, которое Ельцин и Гайдар приняли, и отпустили цены. При этом реформы спровоцировали скачок инфляции, причём самый большой всплеск был зафиксирован сразу после объявления о либерализации.

Собственником акций становился каждый работник в отдельности. Второй вариант приватизации позволил избежать массового сопротивления приватизации со стороны директорского корпуса. Однако этот вариант широкого распространения не получил, так как разрешался только в том случае, если директор твердо обещал избежать банкротства. Акции, за вычетом перешедших в руки работников и руководителей предприятий, поступали в свободную продажу. Однако население не располагало необходимыми средствами для приобретения акций приватизируемых предприятий. Рассчитывать на приток иностранных инвестиций не приходилось, поскольку еще для иностранных инвесторов не были созданы надежные законодательные гарантии. Приватизация за деньги неизбежно растянулась бы на длительный срок. А либеральные реформаторы стремились ускорить приватизацию.

В этой ситуации было принято решение о выдаче всему населению ваучеров. Каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 тыс. Ваучеры можно было без ограничений обменивать на акции приватизированных предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. Ваучеры были введены указом президента в августе 1992 г. С октября 1992 г. Чековые фонды оказались менее выгодны, чем прямое приобретение за ваучеры акций приватизированных предприятий. Часть фондов разорилась, некоторые оказались просто «финансовыми пирамидами». Отсутствие контроля за чековыми фондами явилось серьезной ошибкой реформаторов. Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Когда ваучеры только выдавались, газеты печатали объявления об обмене двух-трех приватизационных чеков на квартиру, а реальные годовые доходы от ваучеров, вложенных в инвестиционные фонды, не превысили стоимости нескольких батонов хлеба.

Дивиденды по акциям, приобретенным за ваучеры, оказались в большинстве случаев незначительными. Но ваучерная приватизация внесла решающий вклад в формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации. Денежная приватизация началась в 1994 г.

История. 11 класс

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда. Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов.

Автор 100balnik Варианты и ответы для проведения итоговой контрольной работы по истории России на 1 курсе 2021-2022 учебный год. Ссылка для скачивания вариантов: пдф ворд Контрольная работа по истории России 1 курс задания и ответы Некоторые задания с работы: 1 Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции? Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».

Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу. Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти. Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века. Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу. В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации… Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным.

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события явления , связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Часть 1 За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1—30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр. Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок.

Начало экономической реформы

ПРЕЗИДЕНТ РСФСР УКАЗ от 3 декабря г. N О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН \ КонсультантПлюс В январе исполнилось ровно 30 лет со дня приведения в исполнение ельцинского указа №297 «О мерах по либерализации цен».
СССР, принятого в г., и укажите фамилию писателя, о котором идет речь. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий.

Январь 1992 года. Обвал цен

Прочтите отрывок из воспоминаний Е. Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события. Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился.
2 января 1992 года Россия перешла от плановой экономики к рыночной В январе исполнилось ровно 30 лет со дня приведения в исполнение ельцинского указа №297 «О мерах по либерализации цен».
История новой России. 5. 1992 г. Экономические реформы. Либерализация цен. повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Март 1992 г событие. Начало экономической реформы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые. 2 января правительство объявило о своем отказе назначать цены на подавляющее большинство товаров. Экономическая реформа началась. То, что происходило в ближайшие несколько месяцев, получило название «шоковой терапии». Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился.

Реформы правительства гайдара в экономике. Экономическая реформа гайдара

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей). «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены, а регулируемые – повышены В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем повышении цен на 200-300 процентов». В этих условиях ваучеры просто продавали по дешёвке таинственным скупщикам, несли в так называемые чековые инвестиционные фонды, подавляющее большинство которых потом тихо растворилось. Со второго января 1992 г. были освобождены цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые -. предстоящем первоначальном повышении цен на 200 -300 процентов.

uristinfo.net

В 1996 - 1997 годах в целом сохраняются хорошие перспективы для внешних заимствований, но их использование будет ограничиваться из-за превышения расходов по обслуживанию внешнего долга над возможными поступлениями внешних займов. В этот период по сравнению с 1995 годом расходы на уплату процентов по обслуживанию государственного долга будут возрастать. Жесткие рамки использования внешних заимствований определяются прежде всего накопленной до 1992 года внешней задолженностью бывшего СССР. Для удержания темпов инфляции на низком уровне должна быть обеспечена преемственность финансово - экономической политики, начатой в 1995 году.

Поэтому в 1996 - 1997 годах в целях улучшения сбалансированности бюджета и мобилизации неинфляционных источников финансирования бюджетного дефицита, дальнейшего оздоровления финансовой системы в целом предстоит решить следующие задачи: повысить реальные налоговые поступления в бюджет на основе улучшения сбора налогов, а также стабилизации производства и возобновления экономического роста; увеличить поступление средств от приватизации; развивать масштабную программу привлечения средств частных инвесторов для покрытия государственных расходов; стабилизировать национальную валюту; поддерживать положительное сальдо торгового баланса и прекратить утечку капиталов; достичь соглашения с кредиторами о долгосрочной реструктуризации внешнего долга при приемлемой нагрузке на бюджет. Бюджет и налоговая реформа Прогнозные расчеты на среднесрочную перспективу показывают, что основные показатели федерального бюджета будут характеризоваться следующими ориентировочными значениями. Таблица 3.

При прогнозировании расходов учитывалось, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном уровне практически невозможно. Соотношение внутреннего долга, образовавшегося в результате эмиссии государственных ценных бумаг, и валового внутреннего продукта стабилизируется в долгосрочной перспективе на уровне 25 - 30 процентов. Это достаточно безопасный уровень для стабильно растущей экономики.

Нагрузка на бюджет в связи с обслуживанием этого вида долга в перспективе не будет превышать 10 - 12 процентов суммарной величины расходов федерального бюджета. Однако вместе с обслуживанием внешнего долга в период 1995 - 2005 годов нагрузка может быть весьма существенной. Нагрузка на бюджет, обусловленная внешним государственным долгом, начиная с 1996 года может быть уменьшена, если реальный курс рубля будет повышаться.

Однако интенсивный рост реального курса рубля будет понижающе действовать на сальдо торгового баланса. В этом случае использование инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности должно содействовать росту экспорта и ограничению импорта. Для улучшения платежного баланса государство будет стимулировать рост положительного сальдо по капитальным счетам, включая привлечение прямых иностранных инвестиций и создание условий для репатриации российских капиталов из-за рубежа.

Россия продолжит переговоры с кредиторами по долгосрочной реструктуризации внешнего долга, с тем чтобы расходы по его обслуживанию и постепенному погашению не привели к сокращению текущих расходов федерального бюджета. В источниках покрытия дефицита бюджета основную часть составят внутренние заимствования, в то время как величина чистых внешних поступлений начиная с 1996 года будет уменьшаться. В составе внутренних заимствований будет возрастать доля небанковского финансирования, то есть покупка государственных ценных бумаг населением, предприятиями и крупными институциональными инвесторами.

После 1997 года этот источник финансирования дефицита бюджета должен стать основным. Для осуществления программы заимствований Правительство Российской Федерации предусматривает начиная со II квартала 1995 года расширение объемов заимствований на внутреннем финансовом рынке, включая привлечение средств населения. Увеличение объема заимствований базируется на совершенствовании торговых технологий, расширении перечня предлагаемых на рынке финансовых инструментов, рассчитанных на различные интересы инвесторов.

Предполагается развивать региональные рынки государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок на территории России, привлекать сбережения населения за счет улучшения доступа мелких клиентов к государственным ценным бумагам через систему банков. На первом этапе 1995 - 1996 годы важно привлечь на рынок государственного долга находящиеся у населения средства в валюте. В связи с этим предполагается выпуск государственных ценных бумаг в валютном номинале для мелкого инвестора и продажа их через разветвленную дилерскую сеть.

В дальнейшем укрепление позиций государства на рынке заимствований позволит осуществлять эмиссию ценных бумаг, ориентированных на мелкого инвестора, в национальной валюте. Укреплению интереса к государственным ценным бумагам будет способствовать выпуск с июня 1995 года золотых сертификатов. Значительные финансовые ресурсы, длительное время находящиеся в активах финансовых компаний, особенно страховых и пенсионных фондов, будут привлечены для финансирования государственного долга путем предложения специальных государственных среднесрочных ценных бумаг, обеспечивающих положительную процентную ставку и высокую ликвидность.

По мере снижения инфляции и появления у инвестора устойчивой уверенности в надежности инвестиций Правительство Российской Федерации намерено существенно удлинять сроки заимствований, формируя среднесрочный рынок государственных заимствований. В конце 1995 года предполагается выпуск первых видов среднесрочных государственных облигаций с плавающей процентной ставкой, конвертируемых в 1996 году в обязательства с фиксированными процентами. Эффективное использование государственной собственности предполагает продажу части активов путем выпуска государственных ценных бумаг, конвертируемых в последующем в акции приватизированных предприятий.

Такой подход не только позволит привлечь на финансирование дефицита бюджета средства крупных инвесторов, но и будет способствовать повышению курсовой стоимости акций продаваемых предприятий. Для достижения указанных ориентировочных показателей в 1995 - 1996 годах предстоит завершить бюджетно - налоговую реформу, которая позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать механизмы действенного контроля за использованием государственных финансовых ресурсов. Назрела необходимость внесения существенных изменений в действующую налоговую систему.

Они, однако, не предполагают ее радикального преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных налогов должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов при улучшении порядка их исчисления и сбора в целом соответствуют условиям развития российской экономики. Основными направлениями налоговой реформы являются: снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет отмены или снижения ставок ряда налогов и отчислений во внебюджетные фонды; расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширение круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости"; постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц; решение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства. В частности, предстоит осуществить меры по снижению ставок основных налогов, которыми облагаются предприятия, с одновременным улучшением их сбора; совершенствованию системы расчетов и взимания налога на добавленную стоимость переход к обязательному использованию системы счетов - фактур , что облегчит инспектирование и контроль за сбором налога на добавленную стоимость; поэтапной отмене налога на сверхнормативный фонд потребления с компенсацией потерь бюджетов за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц и иных источников.

Планируется дальнейшее распространение программы модернизации системы сбора налогов в регионах с координацией работ по ее компьютеризации. В 1995 году Правительство Российской Федерации намерено внести на рассмотрение Федерального Собрания Налоговый кодекс Российской Федерации , который станет всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Предстоит пересмотреть принципы регулирования амортизационной политики предприятий, законодательно закрепить основы таможенно - тарифной политики России.

Серьезное внимание предстоит уделить повышению качества работы органов, занимающихся сбором государственных доходов. Номинальные ставки по основным видам налогов, действующие сегодня, в случае повышения их собираемости способны обеспечить поступление налоговых доходов в бюджет в размере до 17 - 18 процентов от валового внутреннего продукта вместо 12 - 13 процентов, планируемых в 1995 году. Улучшение сбора на 5 - 6 процентных пунктов обеспечило бы более стабильный уровень финансирования из федерального бюджета.

Реализация политики постепенной стабилизации макроэкономической ситуации с неизбежностью приводила к тому, что государство сокращало бюджетные расходы. Политика поэтапного снижения бюджетного дефицита приблизила долю расходов федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту к пределу, ниже которого опускаться опасно. Одна из основных задач Правительства Российской Федерации на 1995 - 1997 годы - не допустить дальнейшего снижения доли расходов федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту.

При формировании среднесрочной стратегии бюджетной политики следует учитывать следующие тенденции изменения отдельных статей расходов федерального бюджета: доля платежей по обслуживанию государственного долга будет возрастать; доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению несколько увеличится, но в основном будет стабильна; сокращение дотаций предприятиям будет связано с постепенным решением проблем структурной перестройки сельского хозяйства, угольной, оборонной и других отраслей промышленности. Основное направление государственной политики в области расходов бюджета - переход от неэффективных расходов к необходимым. Будет проведена "инвентаризация" всех расходов, внимательно проанализированы эффективность и целесообразность тех или иных государственных расходов.

Этому должны способствовать завершение создания системы федерального казначейства, укрепление контрольных органов финансовой системы, более жесткий контроль за принятием решений о расходовании бюджетных средств. Все это позволит России в 1998 году иметь устойчивый сбалансированный бюджет, который будет обеспечивать макроэкономическую стабильность. Развитие бюджетного федерализма В результате проведенной в 1994 году реформы межбюджетных отношений были заложены основы реального бюджетного федерализма.

Органы исполнительной и представительной власти субъектов Российской Федерации получили право устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и организаций, поступающего в местные бюджеты. Сделаны шаги по установлению единых пропорций разделения основных федеральных налогов между уровнями бюджетной системы. Внедрены нормативно - расчетные методы распределения федеральной помощи трансфертов регионам на основе объективных критериев и единой формулы, создан фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Тем самым было положено начало формированию нового механизма частичного территориального перераспределения бюджетных ресурсов как одного из важнейших способов достижения целей региональной политики. В 1994 году произошло укрепление самостоятельности субъектов Российской Федерации в налогово - бюджетной сфере, продолжилось перераспределение бюджетных доходов в пользу местных бюджетов, доля которых в налоговых поступлениях консолидированного бюджета возросла до 51 процента без учета взаимных расчетов, бюджетных ссуд и субвенций. Суммарные трансферты регионам из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, как и планировалось, составили 22 процента общего объема поступлений налога на добавленную стоимость.

Однако сфера действия нормативно - расчетных методов регулирования межбюджетных отношений оказалась ограниченной. Лишь около 40 процентов средств фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации поступало в виде прямых трансфертов, остальные же средства передавались в местные бюджеты в виде косвенных дотаций за счет повышения нормативов зачисления налога на добавленную стоимость в бюджеты регионов. В результате резко возросла территориальная дифференциация пропорций разделения налога на добавленную стоимость между федеральным и местными бюджетами, сохранилась основа для их неформализованного согласования.

Резко увеличилось число регионов, получающих прямую помощь из федерального бюджета, произошло "распыление" федеральной помощи. В 1994 году трансферты из фонда поддержки субъектов Российской Федерации получали 64 региона, причем в каждом третьем из них доля этих трансфертов в общих бюджетных доходах не превышала 10 процентов. Привязка фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации к единственному источнику - налогу на добавленную стоимость - повысила неустойчивость доходной базы дотационных регионов.

Новый порядок оказания централизованной финансовой поддержки оказался слабо увязанным с долгосрочными целями и механизмами федеральной региональной политики. Произошел "сдвиг" федеральных бюджетных дотаций в общем направлении с севера на юг и с востока на запад. Почти для половины регионов изменение их долей в дотациях трансфертах и средствах, выделяемых через механизм взаимных расчетов на финансирование федеральных программ, оказалось разнонаправленным.

Фонд поддержки субъектов Российской Федерации, формула распределения его средств между регионами были ориентированы на выравнивание только текущих бюджетных расходов, оказывая лишь косвенное воздействие на решение долгосрочных проблем сближения уровней социально - экономического развития регионов. Наиболее сложной проблемой, тормозящей внедрение единых нормативно - расчетных методов регулирования межбюджетных отношений, является сложившееся неравноправие бюджетов субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральным бюджетом. Крайне неравномерным остается размещение налогового потенциала по территории страны.

Для 20 субъектов Российской Федерации главным образом, республик и автономных округов поступления из федерального бюджета превышают 50 процентов их общих бюджетных доходов, а в 32 регионах всей суммы собираемых на их территории налогов недостаточно для финансирования фактически сложившегося уровня их бюджетных расходов. В 1995 году внесение существенных изменений в действующий механизм оказания регионам централизованной финансовой помощи нецелесообразно, поскольку это нарушило бы бюджетный процесс, внесло дополнительную неопределенность в бюджетную систему и усложнило адаптацию бюджетной системы к новым для нее нормативно - расчетным методам регулирования межбюджетных отношений. Основное внимание в 1995 году будет уделено распространению общего механизма межбюджетных отношений на всех субъектов Российской Федерации без исключения.

Его правовую основу составит предусмотренная Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год" норма, отменяющая принятые органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации решения, противоречащие установленным бюджетным законодательством принципам взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и нарушающие единый подход к финансово - бюджетным отношениям с регионами. В 1996 - 1997 годах совершенствование механизма предоставления местным бюджетам централизованной помощи будет осуществляться по следующим основным направлениям: распространение нормативно - расчетных методов регулирования межбюджетных отношений на основную часть финансовых потоков между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; обеспечение адресности федеральной помощи регионам, создание механизма контроля за ее целевым использованием, внедрение в практику межбюджетных отношений принципа обусловленности предоставления федеральной помощи открытостью местных бюджетов и внебюджетных фондов, соблюдением налогово - бюджетного законодательства, требований программы финансовой стабилизации. Предполагается, что к 1997 году все поступления из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будут иметь форму прямых трансфертов; постепенное сокращение числа регионов, получающих прямую помощь из федерального бюджета прежде всего за счет тех регионов, в которых эта помощь занимает не более 10 - 15 процентов их бюджетных доходов.

Поскольку в ближайшие 2 - 3 года кардинальных изменений в распределении налогового потенциала по территории страны не произойдет, решение этой задачи, возможно, потребует возврата на принципиально новой основе к установлению дифференцированных пропорций разделения одного из федеральных налогов в первую очередь налога на добавленную стоимость между федеральным и местными бюджетами. Реализация этих направлений будет осуществляться в рамках формирования общей нормативно - законодательной базы бюджетного федерализма, включающей в себя закон о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и управления разных уровней, закон об основах местного самоуправления, Налоговый кодекс Российской Федерации , новые редакции законов об основах бюджетной системы и бюджетного процесса, о субвенциях, о бюджетных правах органов государственной власти разных уровней и органов местного самоуправления, закон о взаимоотношениях между разными уровнями бюджетной системы, ежегодные законы о федеральном бюджете. Кредитно - денежная политика Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в 1995 - 1997 годах создает благоприятные предпосылки для повышения роли Центрального банка Российской Федерации в финансовом регулировании посредством традиционных для рыночной экономики инструментов кредитной и денежной политики.

За период с 1991 года банковская система страны и соответственно Центральный банк Российской Федерации претерпели глубокие преобразования, связанные с созданием двухуровневой банковской системы, быстрым ростом числа коммерческих банков, формированием рынка кредитных ресурсов и ценных бумаг, внутреннего валютного рынка и переходом к использованию рыночных инструментов кредитно - денежного регулирования, которые последовательно замещают прямой административный контроль над движением финансовых средств. В то же время демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблемы расчетов между хозяйствующими субъектами, затормозило формирование системы действенного банковского аудита и привело к созданию множества мелких банков, неспособных, как правило, проводить эффективную кредитную политику. Главными задачами Центрального банка Российской Федерации должны стать контроль за инфляцией и поддержание стабильной национальной денежной единицы - российского рубля.

Контроль за предложением денег в экономике требует достаточно жесткой централизации. В противном случае "автономно" принимаемые решения могут подорвать эффективность управления денежной массой и грозят полным выходом ситуации из-под контроля. Стратегия, проводимая Центральным банком Российской Федерации в долгосрочном плане, заключается в контроле за темпами роста агрегатов денежной массы и уровнем процентных ставок в целях поддержания ценовой стабильности и обеспечения экономического роста.

Для реализации денежной политики Центральный банк Российской Федерации в качестве основных инструментов будет использовать операции на открытом рынке, регулирование ставки рефинансирования и обязательных резервных требований. Усилия Центрального банка Российской Федерации будут сконцентрированы на реформировании и дальнейшем совершенствовании системы рефинансирования коммерческих банков, а также полном исключении кредитов Центрального банка Российской Федерации из круга источников финансирования дефицита государственного бюджета. Одновременно весь объем прямых кредитов Центрального банка Российской Федерации Правительству Российской Федерации, не погашенных на момент конвертирования, будет преобразован в средне- и долгосрочные купонные облигации с процентной ставкой.

Рост денежной базы и предложения денег будут определяться политикой Центрального банка Российской Федерации по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями Центрального банка Российской Федерации с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также покупкой и продажей валюты Центральным банком Российской Федерации на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы будут установлены предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных органов. Развивая инструментарий кредитно - денежного регулирования, Центральный банк Российской Федерации будет исходить из недопустимости дифференцированного применения основных рычагов кредитно - денежной политики по регионам ставка рефинансирования, лимиты кредитования, определение приоритетных сфер деятельности и предельной маржи по кредитам банка, установление резервных требований.

Регионализация определения данных позиций по территориальным управлениям и национальным банкам республик означала бы полную потерю контроля за эмиссией и отказ от принципа единства кредитно - денежной политики. Деятельность Банка России в 1995 - 1997 годах будет направлена на достижение следующих задач: обеспечение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы; поддержание стабильности банковской системы, осуществление надзора и инспектирования коммерческих банков, выполнение роли кредитора последней инстанции для коммерческих банков; обеспечение функционирования общедоступной для коммерческих банков системы платежей в национальном масштабе. С укреплением позиций национальной валюты в указанный период активизируется процесс вытеснения иностранной валюты из внутреннего обращения.

Будет изжито декларирование цен в иностранной валюте во внутреннем обороте, розничная торговля полностью перейдет на расчеты в рублях, включая безналичные расчеты и расчеты по международным пластиковым картам, перечень разрешенных случаев расчетов в иностранной валюте между резидентами будет повергнут радикальному сокращению. Платежный баланс и укрепление национальной валюты Основные особенности валютно - финансового положения Российской Федерации заключаются в том, что при положительном сальдо торгового баланса государство не в состоянии пока обслуживать внешний долг в полном объеме, при огромных потребностях страны в инвестициях частный капитал предпочитает пока инвестировать в зарубежные, причем преимущественно краткосрочные, активы. Динамика платежного баланса Российской Федерации в 1992 - 1994 годах характеризовалась следующими тенденциями: росло положительное сальдо торгового баланса по зарегистрированным операциям, достигнув в 1994 году почти 20 млрд.

В то же время, по оценкам Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, незарегистрированный импорт превысил 10 млрд. Это вело к увеличению просроченных платежей и соответственно внешнего долга страны. Внешняя задолженность Российской Федерации стала серьезным ограничителем развития не только внешнеэкономических связей страны, но и экономики в целом.

В результате переговоров по задолженности в рамках Парижского клуба удалось существенно снизить нагрузку на бюджет в 1993 - 1994 годах. Однако без достижения многолетней реструктуризации внешнего долга проблема бюджетных ограничений встанет в 1995 - 1997 годах в еще более жесткой форме. Это означает, что уже начиная с 1995 года на погашение долгов придется направлять ощутимую часть национального дохода.

Политика в части внешнего долга должна исходить из необходимости обеспечения платежей по долгам в полном объеме. С этой целью Правительство Российской Федерации намерено разработать вместе с кредиторами новый подход, позволяющий обеспечить адекватное решение проблемы долга в среднесрочной перспективе. Основная цель - добиться многолетней реструктуризации внешнего долга на переговорах с Парижским клубом и максимально благоприятных условий - с Лондонским клубом.

Недопустима дискриминация частных кредиторов по сравнению с официальными, так как это увязано с вопросом привлечения прямых иностранных инвестиций. Проблему коммерческой задолженности необходимо решать, используя все возможные способы, включая погашение со скидками, а также конвертацию задолженности по схеме "долг - акции" или "долг - прямые инвестиции". При определении основных направлений и инструментов воздействия на платежный баланс страны в условиях отмены количественных ограничений по экспорту одним из ключевых параметров становится валютный курс.

Повышение реального рыночного валютного курса рубля в результате либерализации внешних экономических связей наблюдается с 1992 года. К концу 1994 года по сравнению с декабрем 1991 года он вырос более чем в 30 раз, в том числе в 1992 году - в 8,8 раза, в 1993 году - в 3,1 раза и в 1994 году - на 15 процентов. Соответственно упала эффективность экспортных операций и возросла эффективность импортных операций, в результате чего возникла тенденция к сокращению положительного сальдо торгового баланса.

Поэтому немаловажное значение с точки зрения состояния платежного баланса и валютного курса в среднесрочной перспективе приобретает регулирование импорта с помощью тарифных и нетарифных инструментов. Таким образом, задачи экономической политики в сфере регулирования платежного баланса в среднесрочной перспективе до 1997 года сводятся к следующему: достижение договоренностей о многолетней реструктуризации внешнего долга в целях сглаживания пика платежей и переноса его на период экономического роста после 1998 года; проведение комплекса экономических мероприятий в валютной сфере в целях прекращения "долларизации" экономики и уменьшения краткосрочных капиталов по легальным и нелегальным каналам; обеспечение благоприятного инвестиционного климата в целях стимулирования притока прямых и "портфельных" инвестиций; поддержание положительного сальдо торгового баланса; усиление таможенного и валютного контроля; совершенствование статистики платежного баланса. Раздел 4.

Теперь это будут большей частью не крупномасштабные меры, способные принести быстрый эффект и вызвать резонанс во всем обществе, но скорее кропотливая повседневная работа, лишь постепенно ведущая к формированию полноценных институтов рыночной экономики и накоплению позитивных результатов. Тем не менее именно осуществление институциональных преобразований определяет основное содержание проводимых реформ. Если на первом этапе реформы, завершившемся 1 июля 1994 г.

Укрепление законности и институтов государственной власти в экономической сфере Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований на 1995 - 1997 годы. В процессе перехода к рыночной экономике, а также при распаде СССР основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово - распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. За последние три года осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно - властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики.

Однако на этом пути были сделаны лишь первые шаги.

Сокрытие фондов было вызвано практикой выработки плана от достигнутого уровня. Если предприятие значительно перевыполняло план, то в следующую пятилетку план увеличивался, то есть отталкивался от достигнутого ранее уровня плюс небольшой процент прироста производства. Поэтому руководство предприятий старалось скрыть часть производственного фонда, чтобы получить небольшой план, и использовать скрытые ресурсы для его выполнения [94]. Выполненный план означал премии для коллектива и возможное повышение по карьерной лестнице для руководства.

С появлением тысячи новых предприятий и целых министерств в послевоенные годы, Госплан все с меньшим успехом мог учитывать ресурсы каждого предприятия. Советские экономисты стали размышлять над тем, как заинтересовать трудовой коллектив предприятия работать больше и лучше. В качестве средства борьбы с сокрытием фондов увеличилась хозяйственная самостоятельность промышленных предприятий за счет снижения плановых показателей с 30 до 9 [95] и изменения главного индикатора эффективности работы предприятия с валовых показателей и снижения себестоимости на прибыль и рентабельность по отношению к стоимости основных и оборотных фондов. Предприятие теперь могло определять детальную номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, рост производительности труда, проводить нецентрализованные капиталовложения, контролировать численность работников и их среднюю заработную плату. Таким образом, по задумке реформаторов, предприятие теперь будет заинтересованно вскрывать свои резервы и брать более напряженные планы.

Как писал Либерман в статье «Еще раз о плане, прибыли и премии»: «Полезно заметить, что речь идет не о реформе показателей, а о реформе взаимоотношений предприятий с народным хозяйством. Поэтому странно, когда спорят о том, что лучше — нормативная стоимость обработки, например, или прибыль? Прибыль должна выступать как общая, конечная мера эффективности» [96]. При этом необходимо отметить, что натуральные показатели сохранялись по «важнейшей номенклатуре изделий». Межведомственная комиссия не устанавливала конкретный перечень «важнейших изделий», их должны были определять министерства.

Данная мера оставила в руках министерств рычаги контроля за ассортиментом товаров, которые выпускало предприятие [97]. Если раньше предприятия рассматривались как часть государственной собственности, и платы за пользование фондами не было, то после реформы, при сохранении формального статуса государственного предприятия, завод был вынужден платить государству процент с прибыли за использование фондов. По задумке, теперь предприятию было невыгодно иметь лишние неиспользуемые ресурсы, так как за них придется платить. На деле, данный шаг, как и вся реформа, привел к размыванию института государственной собственности, способствуя постепенному выделению из нее групповой собственности. Фонды экономического стимулирования Важной частью косыгинской реформы стало усиление мотивации трудящихся за счет роста материального стимулирования [99].

Государство лишь определяло общий размер фонда заработной платы, а его распределение осуществлялось директором. Тем самым по проекту у руководства появилась возможность увольнять часть сотрудников, увеличивая зарплату оставшимся. Подобная мера реализована в ходе эксперимента на Щекинском химкомбинате в 1967 г. Зарплата уволенных распределялась среди оставшихся работников. В дальнейшем практика увольнений не получила широкого распространения, во многом, потому что она остро ставила вопрос о возможной безработице части рабочих.

Как это утверждалось в советской литературе, уничтожение безработицы со времен НЭПа стало одним из важнейших достижений советского социализма. Реформа могла поставить это достижение под сомнение. Как писал тот же Либерман: «Важно связать воедино коллективную и индивидуальную материальную заинтересованность. Пусть предприятие имеет побольше свободы в использовании «своей» части прибыли! На практике это было реализовано в виде создания на базе фонда предприятия трех фондов экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства [102].

Первый фонд шел на премиальные выплаты рабочим и служащим или на одноразовые выплаты в связи с острой необходимостью; за счет второго фонда предполагалось улучшать культурно-бытовые условия жизни рабочих; третий фонд шел на технологическое обновление производства. Формирование первых двух фондов происходило из отчислений от прибыли в процентах к фонду заработной платы по групповым нормативам, то есть за каждый процент роста реализованной продукции и рентабельности. Фонд развития производства зависел от прибыли, амортизационных отчислений и выручки от реализации излишнего имущества, входящего в состав основных фондов [103]. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров специально оговаривалось: если фонд материального стимулирования полностью не потрачен, его остатки переходят на следующий год и не изымаются государством [104]. Распределение фонда материального поощрения осуществлялось в ходе переговоров между администрацией предприятия и профсоюзной организацией.

Как было указано выше, наполнение фондов стимулирования напрямую зависело от уровня роста реализованной продукции и рентабельности. Если план по прибыли и реализованной продукции не выполнялся, то отчисления в фонды все равно производились, но в пониженных размерах. В этом заключалось одно из главных отличий ФЭК от того же фонда директора, который мог вообще быть равен нулю, если не выполнены четыре основных условия. Важнейшее условие наполнения фонда директора прежних лет — снижение себестоимости — не учитывалось при образовании фондов после косыгинской реформы. Важно отметить динамику роста части прибыли, которая оставалось предприятию: Распределение прибыли промышленных предприятий в процентах [106] Составлено автором на основе следующих книг: Народное хозяйство СССР в 1970 году Статистический ежегодник , М.

Юбилейный статистический ежегодник. Из вышеприведенной таблицы видны две основные тенденции — резкий рост доли прибыли, оставляемой предприятию, в годы реформ 1965-1970 гг. Многолетний председатель Госплана Н. Байбаков писал в своих воспоминаниях: «В чём же причина неудачи реформы 1965 г. Причина, я считаю, не единственная.

Прежде всего, неправильно был решён вопрос о разграничении функций государства, его центра, с одной стороны, министерств и республик — с другой. На практике это привело к тому, что средства, доходная часть бюджета ушли на предприятия, а расходы остались за государством» [109]. Если рассмотреть динамику расширения фондов экономического стимулирования в денежных показателях, то рост представляется еще более серьезным. Средства фондов экономического стимулирования промышленных предприятий миллионов рублей [110] Таблица «Рост сбережений населения на вкладах в сберегательных кассах» [116] Процессу расширения фондов стимулирования сопутствовал рост средней зарплаты работников. По официальной статистике, в 1965-1970 гг.

Была также повышена минимальная заработная плата до 45 рублей, введены пенсии для колхозников. За восьмую пятилетку фактические денежные доходы населения превысили запланированные цифры на 53 млрд. Значительно увеличились выплаты и льготы из фондов общественного потребления: в 1965 г. За 1966-1970 гг. По данным Госбанка, около 8—10 млрд.

Для того, чтобы повысить прибыли предприятий в 1967 г. Таким образом, совершенно неслучайно, что именно в конце восьмой пятилетки основную долю доходов госбюджет СССР стал получать с прибыли 87 млрд. Традиционное превалирование в двухканальной системе налогообложения советских предприятий налога с оборота над прибылью обусловлено диспаритетом цен, когда цены на средства производства были занижены, а цены на продовольствие и товары легкой промышленности — наоборот, завышены. Такой диспаритет цен был установлен для балансировки товарного покрытия зарплат работников, большая часть которых занята в тяжелой промышленности. С начала 1970-х гг.

Важно отметить, что, начиная с девятой пятилетки 1971-1975 гг. Увеличение или уменьшение фонда материального стимулирования стало зависеть от объемов реализованной продукции, уровня расчетной прибыльности, роста производительности труда показатель введен в 1971 г. Эти нововведения понадобились для борьбы с практикой необоснованных отчислений в фонды, в ситуации, когда прибыль предприятия сокращалась. Опережающими темпами по отношению к прибыли фонды стимулирования росли на текстильных предприятиях Узбекской ССР. В 1969 г.

На 14 заводах из первых 43-х, переведенных на новые условия работы, было зафиксировано превышение роста заработка над темпами роста производительности труда. В Ленинграде такое явление в 1966 г. Важный нюанс состоял в том, за счет чего достигалась прибыль. Уже на первых этапах реформы стало очевидно, что руководство предприятий располагает широким арсеналом средств для накрутки прибыли. На многих заводах осуществлялся сдвиг ассортимента в пользу дорогой продукции и скрытый рост цен через незначительную модификацию старой продукции [124].

Как писали Г. Ханин и В. Селюнин: «…неучтенный, скрытый рост оптовых цен, к примеру, на продукцию машиностроения достиг в пореформенной пятилетке 33 против 18 процентов в предшествующем пятилетии. Вот, кстати, откуда взялись красивые показатели эффекта косыгинской — прим. Согласно данным Госбанка, за период 1971-1985 гг.

Либерман писал в одной из своих книг: «План, на наш взгляд, должен ставить перед производством конечные цели, но не регламентировать непосредственно способы их достижения в рамках предприятия, что лишало бы предприятия необходимой маневренности в нахождении оптимальных решений для выполнения плановых заданий» [128]. Предприятия в принципе и выполняли план по прибыли, только своими методами. По первым методическим указаниями, нормативы отчисления в фонды стимулирования для каждого предприятия определялись Междуведомственной комиссией МВК. В случае если эти нормативы превышали показатели, установленные для предприятия, производившего продукцию одного сегмента, предприятию нужно было согласовывать завышенные нормативы с МВК. Первоначально, когда на новые правила работы перевели небольшую часть предприятий, комиссия могла устанавливать нормативы для каждого из них, но когда в 1967 г.

Вследствие этого МВК была вынуждена устанавливать показатели для целых отраслей. Именно неспособность МВК проконтролировать каждое предприятие в огромной экономике приводила к расширению фондов стимулирования, которые опережали по темпам рост прибыли и производительности труда на заводах. К этому добавлялся тот факт, что с первых лет реализации реформы большинство вопросов о расширении фондов стимулирования, обсуждаемые на заседаниях МВК, принимались в пользу министерств [130]. В этом сказывался ведомственный лоббизм со стороны ряда членов комиссии, которые совмещали свою работу в МВК с работой в одном из министерств. Байбаков писал в своих воспоминаниях: «Проанализировав состояние отраслевой экономики за первый год эксперимента, Алексей Николаевич Косыгин — прим.

В результате начался опережающий рост заработной платы по сравнению с повышением производительности труда» [131]. В нем говорилось, что в случае опережения роста заработной платы над ростом производительности труда, часть средств фондов стимулирования зачислялась в резерв предприятия или направлялась в текущему году в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Таким образом, независимо от трудового вклада коллектива, работники все равно поощрялись через расширение общественных фондов потребления предприятия. В постановлении также оговаривались многочисленные исключения, когда опережающий рост зарплаты не должен вести за собой каких-либо санкций: постановление не применяется в связи с ухудшением горно-геологических условий, освоением новой техники, реконструкцией производства или капитальным ремонтом основных агрегатов и установок, а также на предприятиях пищевой, мясной, молочной и легкой промышленности — в связи с уменьшением количества и ухудшением качества перерабатываемого сельскохозяйственного сырья и на энергетических предприятиях — в связи со снижением потребления энергии или неблагоприятными гидрометеорологическими условиями [133]. Косыгинская реформа привела к увеличению экономических возможностей директорского корпуса.

Это стало закономерным следствием отсутствия институтов рабочего контроля за деятельностью заводского начальства. Известны случаи, когда по итогам года директор получал премию в размере 10-12 окладов [134]. На заседаниях Совмина перед Косыгиным ставили вопрос: как директор завода при соблюдении всех законов может получать зарплату в два и более раз большую, чем министр? Косыгин отвечал: «Учитесь работать у таких директоров» [135]. Власть администрации над рабочим коллективом усиливалась за счет возможности распределения жилого фонда и премиальных выплат [136].

Рабочий, стоящий в очереди на квартиру от предприятия, был заинтересован в проявлении максимальной лояльности в отношении к руководству, так как от последнего зависело, когда именно рабочий получит это жилье. Доля премий, в соответствии с постановлением [137] , в составе фонда заработной платы рабочих увеличивалась, но все равно оставалась сравнительно небольшой. В связи с этим этот фактор не сыграл существенной роли в усилении мотивации рабочих лучше трудиться, средняя зарплата все равно росла при относительно стабильных ценах. Важный вопрос заключается в том, какой процент работников от общего количества занятых на предприятии получал премию? Подробных данных по этой теме мне не удалось найти, но некоторые советские исследователи отмечали, что премию за редким исключением получали «фактически все работники» [141].

Это безусловно снижало функцию премии как поощрительной выплаты за добросовестный труд, превращая ее в дополнительную надбавку 13-я зарплата к основному заработку. Важно также подчеркнуть, что сами предприятия сильно отличались друг от друга по уровню прибыли. Завод, который мог быстрее обновлять ассортимент своей продукции, находился в более выгодной ситуации, чем предприятие с более стабильным ассортиментом. Важную роль играло и качество снабжения. В условиях отсутствия рынка средств производства, государственное снабжение зависело от расстановки приоритетов экономического развития со стороны центрального руководства.

В связи с этим предприятия тяжелой промышленности находились в явном выигрыше. Как писали Н. Римашевская и А. Римашевский: «Наша экономика привела к тому, что любой работник предприятия, производящего оборонную продукцию, за одинаковый труд получает значительно большее денежное вознаграждение, чем рабочий, производящий предметы потребления» [142]. Привязка эффективности работы предприятия, фондов стимулирования к стоимостным показателям зачастую приводила к тому, что было выгодно производить именно дорогую продукцию, целенаправленно завышая ее трудоемкость и материалоемкость.

Соответственно, дешевые товары оказывалось невыгодно производить, и они вымывались из ассортимента. Таким образом, косыгинская реформа поставила ряд предприятий в более выгодные условия, позволив их коллективам получать незаслуженное премирование лишь за счет роста стоимостных показателей. Если ранее фонд зарплаты определялся на основе численности работников и средней зарплаты, то теперь вводился норматив заработной платы на рубль продукции. Таким образом фонд зарплаты связывался со стоимостными показателями «чем дороже, тем лучше» , а не с трудоемкостью продукции. Усиление промышленного патернализма Косыгинская реформа базировалась на историческом наследии предшествующих лет — социальной опеке предприятий над своими рабочими.

Важно отметить, что реформа не просто использовала существующие экономические тенденции, она их качественным образом усиливала. Это усиление произошло за счет увеличения доли прибыли, оставляемой предприятию. Соответственно, у завода появились финансовые возможности для улучшения бытовых условий жизни свои работников. Наряду с тремя вышеназванными фондами стимулирования существовали и другие: фонд ширпотреба; фонд отчислений из прибыли, полученной от реализации новых товаров бытовой химии; премии по итогам социалистического соревнования, фонд развития местной промышленности. Средства из этих фондов также шли на жилищное строительство, культурно-просветительские учреждения, премии.

Интересно сравнить соотношение расходов на социально-культурные мероприятия из государственного бюджета и других источников промышленные предприятия, кооперативные, профсоюзные организации, колхозы на протяжении нескольких десятилетий. Соотношение расходов на социально-культурные мероприятия и науку из государственного бюджета и иных источников в млрд. В качестве примера можно привести Автомобильный завод им. В позднесоветские годы социальный фонд АЗЛК составляли следующие объекты: спортивный комплекс дворец спорта, стадион, три футбольных поля, крытый каток с искусственным льдом, крытый теннисный корт ; Дворец культуры на 1100 посадочных мест; 28 детских садов; медицинский центр медсанчасть, поликлиника, больница на паях с автомобильным заводом им. Лихачева ; детский городок в г.

Чехове; комбинат питания; Дом быта; 14 общежитий; 16 жилых домов [146]. Перед акционированием в 1992 г. Кировской завод даже после муниципализации 122 жилых домов, 19 заводских общежитий, 10 дошкольных учреждений [147] продолжал владеть в середине 2000-х гг. Кабардинка , санаторий «Стрельна» Ленинградская область , поликлиника Кировского завода [148]. И подобная практика строительства социальных объектов была характерна для большинства промышленных предприятий СССР.

Пансионат «Белые ночи» в 25 км. Предприятие могло осуществлять строительство вышеназванных объектов только за свой счет или участвовать в долевом строительстве вместе с другими предприятиями или государством [150]. Так, например, в 1969 г. В связи с активным социальным строительством, которое начали вести предприятия, остро стоял вопрос о строительных материалах. Зачастую на строительство социальных объектов шли ресурсы, которые были отправлены центром на решение производственных вопросов [152].

Все это усугубляло проблему долгостроев и распыления капиталовложений, от которых сильно страдала советская экономика. Завод и его многочисленные ответвления становились своего рода городской индустриальной общиной со своими институтами социализации и вертикалью власти, которая оказывала существенное влияние не только на работников предприятия, но и на все население, живущее рядом с предприятием. Завод не просто использовал существующую рабочую силу, он непосредственным образом участвовал в ее воспроизводстве. Предприятие сопровождало человека на всех этапах жизни. На многих предприятиях существовали денежные выплаты и подарки в связи с особыми событиями в жизни работников.

Так, например, на Кировском заводе работникам вручали подарки по следующим поводам: день совершеннолетия памятный подарок на сумму в 5 рублей , проводы в армию подарок на 10 рублей , рождение ребенка подарок матери на сумму в 15 рублей , бракосочетание молодоженам, впервые вступающим в брак, подарок на 10 рублей [153]. Ветеранам завода, проработавшим на нем не менее 15 лет, и проявившим особые успехи в перевыполнении плана и внедрении новой техники, присуждалось звание «Заслуженный кировец». Звание давало как моральное поощрение портреты в галереи Почета, вымпел на месте работы , так и материальные премия в 100 рублей, льготы при предоставлении мест в детский сад и пионерлагерь [154]. Существовал также почетный знак «Молодому кировцу за доблестный труд». Для получения почетного знака работник должен был проработать на заводе не менее 5 лет, перевыполнять план, участвовать в рационализаторстве, социалистическом соревновании и общественной работе.

Таким образом, помимо моральных и материальных стимулов, действовавших на всех предприятиях страны, на Кировском заводе были созданы особые награды и звания, нацеленные на развитие заводского патриотизма. Почетный знак «Заслуженный кировец» В моногородах градообразующие предприятия выступали основными организаторами социальной и экономической жизни. Вокруг крупных заводов выстраивались целые городские районы. Подобная практика применялась не только в новых городах, но и в традиционных городских центрах. Орджоникидзе и другими.

Близость жилья к предприятиям сокращало время, которое был вынужден тратить рабочий на проезд к работе, это также уменьшало пассажирский поток в транспортной сети города [155]. Жилищно-коммунальное хозяйство ведомственного жилья также находилось на балансе промышленных предприятий. Даже в постсоветское время подобная практика сохранилась. Показателен случай с отключением горячей воды в Пикалево в 2008 г. Местная ТЭЦ, принадлежащая предприятию «БазэлЦемент — Пикалево», задолжала поставщикам газа 140 млн рублей, вследствие чего весь город был отключен от горячей воды [156].

Таким образом, остановка работы нескольких предприятий парализовала всю экономическую инфраструктуру города. Выстраивание всей жизни города вокруг его промышленного ядра было сознательной политикой советской власти, нацеленной на создание нового социалистического общества. Как отмечает исследователь Меерович [157] , организация городского пространства в СССР отвечала потребности соединения производственного и свободного времени рабочего в одну пространственную плоскость: «Власть с первых дней своего существования отрабатывает административно-политические формы принудительной соорганизации людей в трудобытовые коллективы, объединяя их не только за счет административных форм, но и в пространственном отношении — за счет организации жилища, планировки поселений, в конечном счете, благодаря структуре расселения в целом» [158]. Влияние директора распространялось за рамки коллектива — на большинство жителей моногорода. В значительной степени это обеспечивалось за счет практики «шефства», когда промышленное предприятие оказывало материальную помощь школам, больницам, колхозам и т.

Социолог Б. Максимов писал: «Согласно безраздельно царившей идеологии, в основании общества лежало производство, господствовала трудовая мораль, вообще трудовые критерии жизни, культивировался коллективизм. Поэтому придание трудовой организации не только производственных, но и многих социально-политических функций, возведение ее в ранг составного элемента общества представляются вполне логичными» [159]. Местные власти в моногородах находились в определенной зависимости от предприятий. Хотя порой между директором предприятия и местным Советам народных депутатов могла возникнуть конфликтная ситуация.

Чаще это происходило по вопросам участия предприятий в строительстве общегородских объектов и распределения ведомственного жилья. На деле же Совет старался получить больше жилой площади, что встречало неизбежное сопротивление со стороны директора и профкома. Для иллюстрации ведомственной борьбы за жилье можно привести пример из пьесы Юрия Черняка «Занимаемой должности не соответствует». В основе пьесы лежит реальный эпизод, произошедший в конце 1970-х гг. Литвиненко [161].

Новый завод сталкивается с проблемой большой текучести кадров [162]. В пьесе предприимчивый директор пытается решить проблему путем достройки дома, строительство которого было заморожено. Стройтрест построил лишь три первые этажа девятиэтажки. Председатель Горисполкома обещает директору передать все 140 квартир заводу, если его работники успеют за очень короткие сроки сдать дом к новому году. Директор начинает бурное строительство, закрепив за каждым рабочим его квартиру и перепрофилировав производство одного из цехов под производство строительных материалов на нужды стройки.

Он также набирает новых рабочих, которые получают зарплату из фонда заработной платы предприятия, а сами работают на стройке. К новому году комиссия принимает дом, но тут начинается ожесточенная борьба между управляющим стройтрестом и директором за распределение квартир. Управляющий стройтреста справедливо обосновывает, что его рабочие также имеют право на часть квартир, так как они построили первые три этажа. Но директор продвигает свою линию, по которой все квартиры должны достаться его заводу. Далее автор пьесы рисует упорную борьбу директора с бюрократами, которые нарушают данное слово и не желают отдавать весь дом заводу.

По распоряжению директора, рабочие завода за одну ночь без ордеров занимают квартиры в построенном доме, что является прямым нарушением закона. Казалось бы, очевидно, что решение о распределении квартир пропорционально вкладу стройтреста и завода в строительство дома, полностью обоснованно. Но автор пьесы на 180 градусов меняет общественную суть конфликта: директор завода, отчаянно борющийся за распределение всех квартир среди своих рабочих, представлен честным и принципиальным коммунистом. В аннотации к пьесе говорится: «Герой пьесы «Занимаемой должности не соответствует…» — человек долга и чести, преданный своему делу, мыслящий категориями завтрашнего дня, устремленный к коммунистическим идеалам, показан на сломе судьбы, в критический момент принятия принципиального решения, в жесткой борьбе с рутиной и косностью бюрократического механизма» [163]. Все социальные оппоненты директора, отстаивающие действительно общественные интересы, представлены бюрократами и завистниками.

В данной пьесе очень хорошо представлено ведомственное отношение директора к своему предприятию и рабочим. Он уже сросся с заводом, считает его фактически своим детищем. Директор готов даже пойти на нарушение закона лишь бы сдержать слово, данное опять же своим рабочим. А на рабочих стройтреста, работавших на постройке того же дома, ему наплевать — они получат квартиры в другом доме когда-нибудь. Характерно, что в конце 1980-х гг.

Основные управленческие функции на советском предприятии концентрировались в руках т. Директор отвечал за производство, профком — за социальные вопросы, а партсекретарь был представителем партии на предприятии, который оценивал эффективность деятельности директора и рабочего коллектива. Производственная иерархия базировалось на жестком единоначалии: директор, начальник цеха, мастер. Было бы ошибкой представлять советского рабочего в качестве человека, находящегося в полной власти администрации завода. Напротив, особые условия функционирования советской экономики, обеспечивали рабочему определенную зону автономности на предприятии.

Это явление историк М. Пискунов назвал «пространством своеволия» [164]. Как выше было указано власть на промышленных предприятиях в СССР осуществлялась через треугольник. Бывали случаи, когда сильный директор подминал под себя партком, но зачастую партийный секретарь и профком могли оспорить директорское решение. Чаще всего это касалось вопроса увольнения сотрудников.

Увольнение с предприятия затруднялось как тем, что в СССР не существовало официальной безработицы, так и конкретной процедурой, которую нужно было проводить с одобрения профсоюза. Исходя из этого, рабочий мог маневрировать между разными ветвями власти на предприятии. Важнейшая черта социального облика советских рабочих состояла в том, что их протесты против плохих условий труда носили преимущественно индивидуальный характер. И это было неслучайно. Роль профсоюзов в советском обществе претерпела со временем существенную эволюцию.

По мысли Ленина в годы НЭПа на первый план в деятельности профсоюза выходили его защитные функции в отношении рабочих: «…одной из самых главных задач профсоюзов является отныне всесторонняя и всемерная защита классовых интересов пролетариата в борьбе его с капиталом. Эта задача должна быть поставлена открыто на одно из первых мест, аппарат профсоюзов должен быть соответственно перестроен, видоизменен или дополнен, должны быть образованы или, вернее, образовываемы стачечные фонды и так далее» [165]. Ленин специально подчеркивал, что перевод государственный предприятий на хозяйственный расчет неизбежно ведет к появлению противоречий между дирекцией и рабочими, поэтому профсоюз должен отстаивать интересы рабочих и на фабриках и заводах, принадлежащих государству. С полным встраиванием профсоюзов в советский государственный аппарат в конце 1920-х гг. Профсоюзы во многом утрачивали свои защитные функции, в условиях индустриализации на них возлагались функции связанные с социалистическим соревнованием, повышением производительности труда, организацией рабочих на выполнение промфинплана и т.

Шверник на XVI съезде ВКП б говорил: «Основной и главной задачей профсоюзов на нынешнем этапе является умение возглавить и развить движение широких рабочих масс за социалистическое строительство, за реконструкцию промышленности и социалистическую переделку сельского хозяйства, за полное выкорчевывание корней капитализма. Профсоюзы должны стать во главе движения за социалистическое соревнование и ударничество, должны на опыте ударников переводить социалистическое соревнование на более высокую ступень. Новое социалистическое общество может быть создано и упрочено только усилиями миллионов трудящихся.

По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие [22] [23]. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз [22]. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз [22] [23]. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег , что могло бы компенсировать сжатие [22]. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и так далее, которые ранее не являлись объектами сделок [22] [23]. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов [22]. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена бартерных операций [22] [23].

По мнению экономиста С. Глазьева , не сопровождавшаяся созданием сдерживающих механизмов либерализация цен привела «не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путём взвинчивания цен», к тому же допущенные ошибки «спровоцировали гиперинфляцию издержек, которая не только дезорганизовала производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан » [24]. Критика[ править править код ] В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом не более 1 рубля, а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб. Гиперинфляция обесценила сбережения советского периода. Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР а впоследствии и Госдумой законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля [25] , правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране [26]. Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией [27]. Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора хотя бы малого бизнеса привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства «вьетнамский опыт». Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс.

Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и так далее. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики «китайский путь» , чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени [28]. На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 года. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти — Верховного Совета.

Этот путь применялся и раньше, но не привёл к нужному результату. Александер Руцкой Конечно, была. Было альтернативное предложение Явлинского, было альтернативное предложение Абалкина, было эскизное предложение Глазьева. Они отличались от гайдаровских идей тем, что предложения носили характер приоритетности и последовательности, без выдумывания каких-то изобретений. Нельзя было начинать с либерализации цен, это раз.

Во-вторых, сама идея проведения приватизации - это законченная глупость. В итоге мы видим, кому сегодня принадлежит национальное достояние страны. Откройте журнал Forbes и посмотрите биографии этих миллиардеров, тогда поймёте. Десятки поколений создавали национальное достояние страны, и оно было распылено через залоговые аукционы практически за бесценок. Буквально недавно показали интервью самого господина Чубайса, где он говорит: «Нам было всё равно, сколько заплатят за предприятия, за энергосистему, нас интересовало одно - вбить в крышку коммунизма последний гвоздь». Вот на этих принципах и строилась приватизация. Как люди восприняли реформы? Евгений Ясин Те граждане, которые жили в крупных городах и в некоторой части средних, восприняли это положительно. Что касается села, малых городов и определённой части населения средних, больших городов, они ожидали чего-то хорошего, но резко повышались цены, ужесточалась финансовая политика. Многие были недовольны.

Александер Руцкой По этому поводу Гайдар тоже сказал. Когда ему доложили, что нищета населения достигла такого апогея, что люди просто вымирают, господин Гайдар ответил, что это естественный отбор. Вся страна была поставлена не только на колени, а вообще в неудобное положение - на четвереньки. К нашей стране относились наплевательски. Вооружённые силы были уничтожены, ВПК разграблен. Природные ресурсы розданы налево и направо. Бюджетообразующие предприятия были проданы за бесценок. В какой ситуации находилась страна после реформ? Евгений Ясин Основные итоги реформы были подведены в 1997 году. Были сделаны важные шаги.

С одной стороны, в этом году мы можем наблюдать финансовую стабилизацию. Финансовая стабилизация, то есть завершение процесса либерализации цен и стабилизации хозяйства, в основном завершилась в 1997 году. Потом наступил 1998 год, и мы получили последствия создания нашего собственного финансового рынка, продажи государственных ценных бумаг. И дальше начался кризис, поскольку доверия к новым бумагам не наблюдалось. Ситуация была неустойчивой. Можно было бы сделать вывод, что реформы были неудачны. Но на самом деле уже к концу 1998 года, после девальвации, стало ясно, что в экономике наступает оживление. Оно наблюдалось в 1999 и в 2000 годах. Оживление в дальнейшем показало, что в России начала работать рыночная экономика. Поэтому уже тогда можно было делать выводы, что в конечном счёте эти реформы были успешными.

Александер Руцкой Все помнят, до какого состояния была доведена страна: челночники, спорткомплексы стали рынками. Все везде торговали. Предприятия закрывались. Зарплату не платили. Пенсии не платили. Как можно назвать это состояние? Не только экономический, но и социальный. Спустя 5 лет в 1998 году мы получили итог этого бездарного руководства страной и бездарного проведения реформ - дефолт. Самое позорное явление в экономике, когда страна не способна платить как по внутренним, так и по внешним долгам. Правительство получало кредиты, если соблюдало рекомендации МВФ, это привело к формированию огромного государственного долга.

Итоги реформы Гайдара: жизненный уровень был отброшен на 10-15 лет назад большинство жителей оказались за чертой бедности обесценивание денежных сбережений граждан, хранившихся в Госбанке либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции за год цены выросли в 26 раз официально 31 марта 1992 год- представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации подписан Федеративный договор , по которому были разграничены полномочия Федерации и ее субъектов Декабрь 1992г. На фоне стремительно ухудшавшегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью между президентом с одной стороны и Верховным Советом и Съездом народных депутатов с другой. В стране сложилось двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Хасбулатов и вице-президент Руцкой. В обострившейся ситуации двоевластия Ельцин издает указ 21 сентября 1993г. Одновременно на 12 декабря 1993г. Верховный Совет не признал указ Ельцина и срочно собравшийся X Съезд народных депутатов лишил Ельцина президентских полномочий, передав его обязанности Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом. Белый дом был захвачен. Руководители оппозиции были арестованы. В начале 1992 г.

Ельциным пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике. Открыто было заявлено, что переход к рыночной экономике требует перехода к новой модели общественного развития. Новое правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Гайдаром, разработало программу радикальных экономических реформ в области народного хозяйства. Предполагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на резкий перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Перед правительством встала принципиальная задача обеспечить условия экономического роста. Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Российские цены были слишком быстро выведены на мировой уровень, рынки сбыта существенно уменьшились, либерализация цен, и переход к жесткой финансовой политике должны были вызвать сокращение спроса и производства. Если раньше некоторые из них были конкурентоспособны хотя бы по цене, то быстрое движение к мировым ценам устранило это преимущество.

Из конкурентных отраслей остались только отрасли, связанные с экспортом нефти, газа и частично ВПК.

Начало "шоковой терапии": 25 лет назад Борис Ельцин "отпустил цены"

Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. C3 Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Рыжкова и определите, последствием каких событий стали описываемые события указанные факты?

Это сразу же вызвало кризис платежей, блокирование производства, криминализацию экономики, резкое сокращение заработной платы, огромный внешний и внутренний государственный долг, который правительство опять-таки пыталось погасить за счет сбережений, отобранных у граждан, и невыплаты им заработной платы. На полные обороты была раскручена машина по выпуску облигаций, иных ценных бумаг-суррогатов и навязывания их россиянам вместо реальных денег». Концепция экономической реформы, разработанная нами и вынесенная на июньский Пленум, носит, я бы сказал, всеобъемлющий и комплексный характер, не оставляет без глубоких, кардинальных перемен ни одну сторону вопроса. Это и перевод предприятий на полный хозрасчет. Это и радикальная перестройка централизованного руководства экономикой.

Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. В ходе «перестройки» нарастали экономические проблемы , требовавшие серьезных структурных реформ. На фоне нараставшего дефицита потребительских товаров расширялась спекуляция и росла теневая часть экономики. А в ходе реформ под руководством в январе был издан указ, по которому предприятия и учреждения розничной торговли получали право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, отменялись ограничения на импорт, любой человек получал право свободно торговать на улице, если это не нарушало общественный порядок. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в 1990-е гг. Приведите примеры конкретных внешнеполитических действий, предпринимавшихся для решения этих задач не менее трёх примеров. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутриполитические изменения в СССР в годы перестройки». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов.

Василевского и укажите сражение, о котором идет речь: «Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом «Тайфун», ему не удалось... Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией». Битва за Москву 48. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда происходили описанные в тексте события: «В дополнение к представленной информации докладываю поступившие... Нежелательные проявления продолжают иметь место в городе Новочеркасске... Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания... Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: "Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчёт"». Хрущев 49. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий и укажите год, когда происходило сражение, о котором идет речь: «Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок ». Год 50. Прочитайте отрывок из письма М.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий