Новость как жанр журналистики

Аналитические жанры журналистики объединяют журналистские произведения, цель которых – проанализировать и разъяснить факты, события и процессы, исследовать причины, обстоятельства и следствия. Глава 1. Заметка как жанр журналистики. 1.1 Понятие жанра «заметка». Жанровые формы в журналистике делят на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Цель данной дипломной работы — выявить современные тенденции новостной журналистики. Для нашего исследования мы выбрали Первый канал, занимающий в рейтингах популярности лидирующие позиции, и телеканал «Россия-24», который, напротив, уступает конкуренту.

Информационная заметка

Аудитория выступает в системе коммуникативных отношений важным элементом, поэтому именно на нее ориентируется производитель новостей, стремясь произвести определенный эффект. Это объясняется приоритетом коммуникативных и экономических задач, которые решаются в массмедиа с помощью новостей. С начала XXI в. Так, автор учебника по «Творческой деятельности журналиста» О. Самарцев, отмечая, что «социальная ценность новостей — явление многофакторное, требующее осознанного прагматического подхода»12, указывает на необходимость четкого определения «факторов их ценности».

Самарцев составляет иерархический список критериев медиановостей, подчеркивая, что «строгим привратником» на пути проникновения события в медиасреду должно быть медиавосприятие. В том случае, если новость не соответствует требуемым критериям, она не пройдет испытание медийностью. Итоговый список факторов медийности новостей, составленный О. Самарцевым, включает 12 параметров: 11 Брайант Д.

Брайант, С. Томпсон; пер. Психология массовых коммуникаций : 4-е изд. Осчом, Е.

Петренко, Г. Батыгин, Г. Керпшан, И. Климов [пер.

Таким образом, новость — это медиаресурс, реализующий одновременно несколько функций: познавательную, ориентирующую, эмоционально-оценочную, рекреативную. Новости не могут производиться хаотично. В новости важны как факт-первооснова, так и форма подачи, обеспечивающая реализацию воздействующего потенциала. Эффект от восприятия новостей аудиторией весьма ощутим.

В связи с этим на субъектов создания новостей накладывается ответственность как по отношению к аудитории, так и по отношению к учредителям массмедиа. От всех производителей новостных информационных потоков требуется серьезное отношение к разработке и соблюдению новостного формата конкретного СМИ. Вопросы для самоконтроля 1.

Аннотация - цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена Наиболее распространенным видом заметки на газетной полосе являются: хроника, информационная заметка, расширенная заметка. Хроника — информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок Информационная заметка — это информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями. В такой заметке допускается выражение собственного мнения автора относительно ситуации.

Расширенная заметка — это информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнением компетентных лиц, возможно наличие мини-вывода. Шостак в своем учебном пособии пишет, что расширенная заметка содержит: лид «смысловое зерно А» и «смысловое зерно В», материал, подкрепляющий лид часть ответов на главные шесть вопросов , вспомогательный материал подтемы, предыстория , дополнительные моменты, связанные со смысловыми зернами» «А и В», отклики и экспертиза [Шостак 2008; 65].

Из данных выше определений предмета, функций, методов современной журналистики вытекают многое проясняющие в природе существующих в настоящее время жанров периодической печати следующие выводы. Во-первых, если речь идет об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности. Если же речь идет о более глубоком исследовании анализе действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни. Если же журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству но не публицистическому! Во-вторых, для понимания общественных проблем, если они обсуждаются в журналистских текстах, прежде всего важно видеть действенную связь между описываемыми событиями, явлениями и следствиями практического плана, изменениями в реальной жизни. Поэтому журналист часто ориентируется на «цепочку» отношений: «тип основания — результат» причинная зависимость , «средство — цель» финальная зависимость , «переменные взаимодействия и объективные противоречия» определенный вид переменного взаимодействия.

Таким образом, можно сказать, что суждения о взаимосвязях исследуемых явлений и образуют главную субстанцию многих публикаций, относящихся к аналитическим и художественно-публицистическим жанрам журналистики. В-третьих, содержанию и форме конкретных журналистских материалов присущ свой характер. Если в информационных публикациях излагается какой-то определенный факт, то в аналитических на первый план выходит мысль автора, опирающаяся на совокупность фактов, а также его эмоции, порожденные этой мыслью. А в материалах художественно-публицистических жанров ведущим качеством становится эмоционально-образное обобщение, художественно-типизированная форма описываемых явлений действительности. В-четвертых, при создании текстов разных жанров используются различные операции, способы, методы эмпирического познания действительности наблюдение, проработка документов, опрос, интервью и др. Часто они дополняются отчетливо ориентированной на партнера по коммуникативной ситуации демонстрацией соотнесенности размышлений автора с мыслями, мотивами, позицией партнера. Это не в последнюю очередь выражается в том, что журналист часто не только предлагает готовый результат познания, интерпретации явлений, но и показывает, делает зримым для аудитории ход самого познания. Он исследует жизнь как бы вместе с аудиторией. Таким образом, журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от того, имеют ли они диалогическую форму изложения как в интервью, беседе или не имеют.

Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору. Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т. Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность прежде всего начинающему журналисту осознанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуации на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения заинтересовавшего аудиторию и издание явления. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами.

Ещё в новости обязательно указывается источник информации — даётся ответ на вопрос: «Откуда мы знаем? Для подачи «жёсткой» новости следует применять следующие виды лидов: лид «одного элемента», лид — обобщение, лид - «вешалка», лид -немедленная идентификация, лид - затянутая идентификация, лид - одиночный выстрел, лид - комментарий, лид - каламбур или игровой лид, лид - рассказ.

Для «мягких» новостей — рекомендуются иные лиды, не столь чёткие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие: повествовательный лид или лид - «рассказ», конкретный лид « лид - контраст» , лид «стаккато», лид - вопрос, лид - цитата, лид - «каприз». В журналистике существует два определения новостей. Новость — это: информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни; отклонения от естественного хода событий. Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям — значению события и наличию в нём элементов читательского интереса. Значение события определяется его масштабностью сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы либо возможными последствиями для всего населения или определённых групп. В зависимости от информационного повода различают новость-факт, новость — событие и новость-цитату.

Новость-факт — сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Новостное сообщение начинается с самого важного аспекта этой ситуации. Новость-событие — сообщение о действии, например о покорении горной вершины или об ограблении банка. При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Новостное сообщение начинается с результата этого действия или его кульминационной точки. Новость-цитата — это сообщение о выступлении какого-то важного человека.

Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то призывают или чего-то не исключают. Начинается такое новостное сообщение с центрального высказывания и ни в коем случае не с упоминания о том, что кто-то где-то держал речь. История жанра «новость» История СМИ и в частности жанра «новость» уходит своими корнями в глубь веков. Исследователи примитивных культур поражаются, насколько быстро могли в те далекие времена распространяться новости. В некоторых обществах новости передавались звуками барабанного боя; в других — сигналами дыма. Среди китайцев и перуанцев сообщения передавались при помощи так называемой узелковой грамоты: разнообразие форм и способов подготовки узлов, их цвет предоставляли широчайшие возможности для передачи и распространения информации.

С древнейших времен информация сообщалась посредством камня. Археологи отмечают наскальные надписи в Бразилии и кельтские храмы Новой Англии, каменные головы, которым поклоняются ацтеки и майены в Центральной Америке. Во Франции первобытные люди разрисовывали стены пещер сценами охоты, причем пиктограммы сопровождались идеограммами, разъясняющими идеи или эмоции автора. В странах Востока караваны верблюдов стали своеобразными «длинными телефонными проводами», поскольку торговцы по пути следования передавали новости. Клинопись и специальные керамические символы из Южного Ирака и Ирана с 6200 года до новой эры — самая известная система регистрации информации на Ближнем Востоке.

Информационные жанры журналистики. Новость презентация, доклад

Для лучшего понимания специфики работы с новостной информацией на телевидении курс начинается с таких основополагающих в журналистике понятий как “информация”, “журналистская информация” и “телевизионная информация”. понятие расплывчатое. В чистом виде - практически не встречается. Жанрам свойственно "перетекать", объединятся, дополнять. Открывая любую газету - можно обнаружить множество жанров: хроника, очерк, фельетон, новость, репортаж и другие. Становление теоретических знаний о системе журналистских жанров Многие солидные учебники по журналистике утверждают, что становле-. ние и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров – процесс исторически неизбежный. Глава 1 ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ. Как уже отмечалось выше, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

5.1. Новость – фундаментальная основа журналистского произведения

Журналистика невозможна без новостей. Новость – это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, географическая и физическая близость [27, с. 76, 77]. Новости для аудитории конкретного СМИ, условно можно разделить на четыре вида. Вариант "перевернутой пирамиды" существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал (хроника, "ударная" новость), и в качестве вводного лидирующего абзаца к более пространным сообщениям. Курс состоит из 2 разделов и 8 тематических блоков Раздел 1. Новости в системе жанров журналистики 1 1 Новость как базовая единица журналистики новостей.

Раздел IV. Жанры современной журналистики.

Подмена тезиса происходит в результате нарушения первого закона логики, закона тождества, согласно которому в процессе всего рассуждения речь должна идти об одном и том же предмете. Между тем нередко оказывается, особенно в гневных комментариях, что в начале текста объект критики один, а в конце — совершенно другой. Например, если политик выступает за приоритет интересов личности над интересами государства, его причисляют к либералам. Затем либералов объявляют виновниками кризиса, в котором находилась Россия в 90-е годы прошлого века.

После чего между данным политиком и кризисом 90-х годов ставится знак равенства, и политического деятеля начинают критиковать за кризис, к которому ни лично он, ни его программа не имеют никакого отношения. Напомним, что второй закон логики — закон противоречия — гласит, что некоторое утверждение не может быть истинным и ложным одновременно. Например, то, что вы держите в руках, не может в одно и то же время быть и не быть книгой.

Третий же закон логики — закон исключения третьего — утверждает, что из двух противоположных утверждений одно истинно, второе — ложно, а третьего не дано. Таким образом, вы держите в руках или книгу, или не книгу, и ни что иное. Винни-Пух логику не знал, и поэтому, когда готовился к полету на воздушном шаре за медом, решил, что он или медведь, или тучка, тогда как никакого взаимного противоречия эти утверждения не содержат.

Винни-Пух мог быть медведем или не медведем, тучкой или не тучкой, но между собой понятия «медведь» и «тучка» не связаны никак. История про Винни-Пуха вызывает смех у детей, но, тем не менее, взрослые российские журналисты во время президентских выборов 1996 года убеждали граждан, что нужно выбирать между Ельциным и возвратом к коммунизму, а не между Ельциным и не-Ельциным, причем последнее с возвратом к коммунизму также никакой связи не имеет. Жанры эмоциональной публицистики — репортаж, фиче, личностное интервью и портрет.

Репортаж — рассказ очевидца, составленный так, чтобы дать возможность читателю самому почувствовать себя на месте события. Фиче — история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся. Личностное интервью ставит целью раскрыть человека через суждения и рассказанные им эпизоды из жизни.

Жанр портрета также предполагает раскрытие человека, но не только через беседу, но и через поведение персонажа в характерных для него жизненных ситуациях. Особенностью жанров эмоциональной публицистики является субъективность.

Как раз эта ситуация обусловила то, что жанры на ТВ претерпевают модернизационные превращения, что нарождаются жанры новые, дабы медиатексты и экранные дискурсы с каждой новой волной технологического обновления входили в органическое соответствие с вновь предлагаемыми инфраструктурными обстоятельствами. Пронин свою статью «Психологические проблемы современной журналистики» [61] начинает с такого утверждения: «В современной массовой коммуникации всё большее значение приобретают феномены здесь в смысле «явления» и артефакты здесь в смысле «искусственно сделанное» , главным фактором которых становится их психологическая компонента».

И дальше: «... На ТВ и в газетах применяются чисто психологические методики организации материала практически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на основе глубинного тестирования; обозрение с психоаналитической проработкой символики и т. Откуда всё это взялось? Что такое есть тот импульс, который вдруг?

Раз уж прибегли мы к сравнению классической укладности журналистики с тектоникой плит земной коры, то продолжим в том же духе и скажем, что в геодинамике если плиты земной коры расширяются, значит, им становится тесно. Нечто в этом роде как бы незаметным образом произошло в публично-коммуникативной практике, в поле которой весьма значительное место занимает журналистика. И вот в рамках старой её парадигмы пример, образец коммуникативным процессам стало тесно. Профессор Пронин утвердительно заявляет: «В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita неизвестная земля ».

Сформировалось принципиально новое по Пронину восприятие социально-ролевых и гендерных отношений на основе изменившейся психики людей, претерпело, в связи с этим, трансформацию их мыслительно-поведенческое общение как просто в жизни, так и в ситуациях включения их в массовую коммуникацию. Обратим внимание на такие из них: 1. Современный журналистский текст обобщим: продукт — авт. Новая медиарельность определённее всего выразилась выражается — авт.

Психологическая компонента интерактивных форм журналистики приобрела типообразующее значение. Традиционный для массовой коммуникации «эффект присутствия» достигает предельных значений и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психологическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует с информацией.

И что принципиально важно, так это — индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, тезаурусах полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания библиотек или Интернета, в собственном образовании и личной ментальности совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок. Он человек — авт. Без той же телефонной связи студии со зрителями, без дистанционного SMS-голосования зрителей, без присутствия активной интергруппы людей в самой студии, без видеосвязи студии с иногородними экспертами по принципу «телемост» и т.

Потому что, увы, отгородиться недоступностью к себе от потребителя, которому они обязаны «скармливать» ими же ежедневно готовящийся информационно-просветительский продукт, СМИ не может. Именно всё увеличивающаяся потребность в последнем подвигает СМИ к обновлению не только в жанровом слоте свод, сборник образцов, нормативов , но, как уже констатировалось, и во всех других звеньях коммуникативной цепи масс-медиа. Вот почему мы телезрители каждый день являемся свидетелями того, что люди дозваниваются в телестудию из разных, даже самых дальних уголков страны, а то и из зарубежья, движимые желанием сказать своё слово относительно рассматриваемой в ней теме, или высказать эксперту, чиновнику, даже премьер-министру, президенту своё «да» или резкое «нет» по поводу их инициатив. Большинство из них уже не шарахается от объективов камер и микрофонов, а, наоборот, испытывает удовлетворение от выпадающей возможности ответить в них на любые вопросы.

Ступени в данном разделе — звено за звеном — собраны в цепь глав, каждая из которых содержит валидный то есть соответствующий принятой концепции профильного образования практико-теоретический материал и представляет собой логически завершённую стадию обучения. На это указывается затем, дабы было ясно, что лишь добросовестное освоение всего без пропуска глав массива материалов способно в результате сложить полный, доброкачественный «пазл» ТВ ведущего. А также, чтобы каждый, кто встал на путь освоения, а затем и использования знаний и умений в профессиональном деле, помнил, что его журналистика — экранно-эфирная, которая не ждёт и не примет в свою сферу дипломированных полузнаек, ибо она предполагает не конферансную репрезентацию на экране очередных сведений и людей, не просто информационную, но «информационно-коммуникативную деятельность». Обучающемуся надо знать и помнить, что такая деятельность, как определяют её Т.

Засорина и Н. Федосова, — «... Это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной конечной энтропии». Термин энтропия с греческого буквально — поворот, превращение.

В теории же информации этот термин обозначает меру неопределённости ситуации, когда неизвестны варианты конечных её исходов.

Главные вопросы. Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы. Пять W это What? Что , Who? H — это How? Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос.

В тексте обязательно надо об этом упомянуть — что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация. Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

Либо автор вводит спорное мнение, что может стать хорошей заменой выводу. Разновидности статьи как жанра На самом деле у статьи очень много разновидностей, порой даже и не задумываешься о том, что такие формы, как отчет и рецензия, также относятся к жанру статьи. Она очень многогранна и разнообразна, актуальна и наполнена фактами, интересна и аргументирована. Выясним, на какие же разновидности делят статью. Информационная Новости — то, что мы читаем каждый день Сюда можно отнести: новости.

Особенность такой статьи в том, что авторского отношения к описываемому событию нет и быть не должно. Только конкретные факты, обрамленные в строгий деловой стиль, без лишних эмоций; отчет. В нем обычно описываются итоги результата какого-либо мероприятия или события с добавлением авторского мнения и немного эмоциональной оценки. Например, отчеты могут писаться о тест-драйвах новой техники, машин и тому подобное; интервью. Всем знакомо, что представляет из себя интервью — беседа с известной личностью, перед проведением которой журналист заранее готовит и редактирует вопросы, выбирает специальное помещение, заранее узнает всю информацию об интервьюируемом и так далее. К написанию такой статьи нужно всегда подходить с большой ответственностью; статью-вопрос. Здесь уже автор может в полной мере дать волю своим писательским способностям и описывать события живым, эмоциональным языком. На поставленную проблему в такой статье нужно дать в полной мере развернутый ответ, рассмотреть пути ее решения, заставить читателя задуматься.

В основном, вопрос ставится в самом заголовке, после прочтения которого сразу становится понятно, о чем пойдет речь; описание. Порой одного лишь фактажа для изложения и хорошего восприятия информации бывает маловато. Поэтому журналисты обращаются к живому литературному языку. Для более четкого понимания иногда в статьи могут включать таблицы или списки; инструкцию. Это тот вид статьи, который в полной мере отвечает на вопрос «как?

5.1. Новость – фундаментальная основа журналистского произведения

В некоторые периоды движение автотранспорта будет запрещено. При этом водители, путешествующие из Каскавела в Куритибу и желающие вернуться или получить доступ к компаниям поблизости им следует воспользоваться развязкой ПР-180, которая находится в нескольких метрах от поста Федеральной дорожной полиции. Те, кто едет из Куритибы в Каскавел и желают вернуться, выберут виадук на 583 км, недалеко от Трево Катаратас. По данным Ecocataratas, каждые два года концессионер проводит технические осмотры виадуков и других подобных сооружений с целью проверки условий. Строящийся участок будет правильно обозначен знаками ограничения скорости и конусами. Концессионер рекомендует водителям уделять этому участку повышенное внимание из-за концентрации оборудования и рабочих в этом районе. Услуги будут отложены в случае неблагоприятных погодных условий ».

Зная составные части структуры новости, как насчет того, чтобы узнать разницу между новостью и репортажем? Посмотрите это ниже. Отчет News X Многие лингвисты утверждают, что журналисты распознают тексты через различие или сходство с новостью не из-за характеристик текста новости, а из-за практических аспектов, связанных с консолидацией этого жанра. Таким образом, отчет, например, обычно определяется на основе новостей как текст, более обширный, который является результатом более подробного исследования фактов и представляет информацию в более широком глубина. Видео о новостях текстового жанра На этом этапе вы поняли, что такое жанр новостного текста и его характеристики, верно? Но, возможно, вам нужно немного подкрепить идеи, которые уже видели при чтении этой темы, поэтому продолжайте обучение, просматривая видео, доступные ниже.

Хорошая учеба!

Бэкграунд от англ. Бэкграунд может быть первичным, то есть таким, который содержит информацию, необходимую для понимания сути новости. Так, например, если в ленте новостей на сайте информационного агентства, интернет-СМИ или традиционного средства массовой информации появляется заметка о каком-либо поворотном моменте в судебном процессе, который длится на протяжении долгого времени, необходимо в первом или втором абзаце включить информацию о том, с чем связан этот судебный процесс, с чего всё началось, то есть дать достаточный для понимания контекст. Кроме того, если в заметке идёт речь о том, чего читатель может не знать например, термины, неизвестные названия и т. Такой бэкграунд должен располагаться в лиде или сразу после него. Так достигается важный в журналистском материале принцип декодируемости и адекватности восприятия информации читателем.

Бэкграунд может быть и вторичным вспомогательным. Такой бэкграунд дополняет материал, даёт какие-либо детали, без которых основное сообщение можно понять, и, в отличие от первичного, даётся в середине или в конце материала. Например, в информационных сообщениях о смерти знаменитого человека в самом начале констатируется факт смерти, затем даются детали, информация о том, когда и где состоится прощание с ним, а в конце всегда содержится краткая биографическая информация об умершем. Выбор бэкграундной информации и размещение её в новостном материале зависит от многих факторов: от информационного повода, который становится предметом публикации; политики издания; целевой аудитории, которой адресуется новость. Во-первых, бэкграундом в журналистском материале может выступать контекст. Он выполняет функцию напоминания о том, что предшествовало факту, ставшему информационным поводом для публикации заметки. Без такой бэкграундной информации суть текущей новости может быть не совсем понятна для читателей, которые не следят за быстроменяющейся информационной картиной, представляемой в СМИ.

Введение в материал контекста позволяет не упустить логику историю развития того или иного события. Контекст должен располагаться в первых строках новости и быть кратким, ёмким. Если возникает необходимость дать более подробную картину предшествовавшего события, то такой контекст должен располагаться в глубине или в самом конце материала обычно для этого используют связки типа «Напомним» или «Ранее сообщалось, что…». Вертолет Ми-8 МЧС доставил в Петербург пятерых детей, пострадавших накануне в крупной аварии в Вологодской области [контекст-1]. Состояние одного из них — тяжелое. Всех разместили в детской городской больнице. Такое решение принял губернатор Вологодской области.

Он распорядился, чтобы все дети были доставлены в лучшие больницы, и там им была оказана всесторонняя медицинская помощь, пишет «Вести». Напомним, что страшная авария с участием грузовика и автобуса с детьми произошла накануне днем в Вологодской области [контекст-2]. По предварительным данным, виновником аварии стал водитель грузовика, который заснул и выехал на встречную полосу. В результате ДТП погибли шесть человек: оба водителя и еще четыре сопровождающих. Также пострадал 21 ребенок — все они получили ранения разной степени тяжести[контекст-3].

В силу особой организации процесса массовой коммуникации, участниками которого являются информационные агентства, общественные институты и отдельные СМИ, сообщение об одном и том же событии распространяется одновременно по многочисленным каналам в огромном количестве вариантов. Совокупность всех вышеперечисленных факторов позволяет рассматривать новостные тексты в качестве базовых текстов массовой информации. В печатных СМИ новостные материалы представляют собой достаточно широкий диапазон текстов, публикуемых на газетных полосах и страницах журналов под общей рубрикой «news»: это и новостные бюллетени news bulletin , и краткие сообщения информационных агенств news in brief , и сообщения собственных корреспондентов о событиях в стране и за рубежом, организованные в определенной тематической последовательности home news, international news, business news. Таким образом, новости, как одна из разновидностей печатных СМИ, являются исторически и технологически обусловленным минимальным форматом универсального изложения обобщенных представлений об общественно значимых событиях. Новостные сообщения реализуют основные функции СМИ, а именно информативную и функцию, коммуникативную, идеологическую, политическую и т. Новостной жанр занимает ведущую роль, так как посредством перечисленных функций воздействует на общественное мнение. Кроме того, новости также формируют отношение положительное или отрицательное к какому-либо событию, посредством оценочной лексики, а именно прилагательных атрибутов с положительной или отрицательной оценкой, которые являются распространенным явлением в новостных текстах, и, в рамках данного исследования, рассматриваются в следующей главе, посвященной оценочности в целом.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. Из фактов компонуется информация. Существует три ступени стереотипа восприятия информации: 1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону. Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж. Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария: 1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей. Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т. Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя.

Бесплатые презентации Powerpoint

  • Фон события
  • Бесплатые презентации Powerpoint
  • Жанры журналистики: от информационных до общественно-политических
  • Аналитическая статья и новостная заметка

Презентация "Информационные жанры журналистики. Новость"

В новостийном дискурсе атрибуция удостоверяет статус текста особую нагрузку атрибуции берут на себя в жесткой новости , показывая, кто сказал и несет ответственность за сообщаемый факт это могут быть ссылка и цитата, а также имена собственные , конкретизируя количественное выражение факта. Вчера депутаты обсуждали положения закона о монетаризации льгот — является ли данное сообщение новостью? Возникает целый ряд вопросов: о депутатах какого уровня идет речь, источник информации зачастую он определяет степень доверия к сказанному , этап рассмотрения законопроекта, то есть налицо недостаток фактического содержания. Как сообщает наш собственный корреспондент, вчера депутаты Государственной Думы во втором чтении рассмотрели положения Закона о замене льгот денежными выплатами. Теперь это уже более похоже на информационную заметку, осталось включить ее в подборку хроникальной информации и снабдить совокупным указанием на источник. Эта форма атрибутивной характеристики играет в новости наиболее важную роль, и не только потому, что часто восприятие информации зависит от субъекта речи. Прежде всего, ссылки выполняют в новости разные функции. Кроме того, могут быть по-разному оформлены, что важно и в содержательном, и в стилистическом плане С точки зрения грамматической формы можно выделить несколько моделей атрибуции-ссылки: субъект речи представлен в роли подлежащего простого предложения Министр обороны С. Иванов заявил о категорическом несогласии…; Президент В. Путин подтвердил готовность России поддержать… и под. Влияние атрибуций-ссылок часто усиливается цитатой.

В первом случае создается эффект присутствия при говорении; во втором на первый план выходит само сказанное, полностью поглощающее внимание; третья модель сочетает ссылку и цитату, то есть в равной мере актуальны и субъект речи и его речь; становясь частью придаточного, цитата актуализирует высказывание как наиболее важную часть большего по объему информационного содержания. Премьерминистр заявил, что задолженности по зарплатам будут «ликвидированы» — русские кавычки не только указывают на присутствие чужой речи, но и способны выразить иронию или изменить значение сказанного сигнал — «употреблено в переносном смысле». Вроде бы и в данном случае налицо бережное отношение к чужому тексту, а на деле очевидная ирония, в контексте переходящая в сарказм. Помимо анализа самого оформления цитаты, редактор выявляет функцию закавыченного фрагмента. Вопервых, цитата, как и ссылка, может удостоверять новость сама банальность, сказанная важным чиновником-ньюсмейкером, тоже приобретет значение факта — иногда еще говорят, что такая цитата «протаскивает» новость функция — паровоз. Во-вторых, часто цитата создает портрет речевой личности и не подлежит пересказу трудно, да и порой невозможно перевести с чиновничьего на русский; есть еще особый разряд всем известных «говорунов» , речь которых тоже стараются передавать в непосредственном «исполнении». В-третьих, использование цитаты становится средством выражения личностного начала в тексте и указывает на отношение автора текста к сообщаемому мы уже писали об эффекте фрагментарного цитирования. Исключение составляют случаи, когда по моральноэтическим соображениям необходимо использовать точные цифры. Например, вся страна знала, что на АПЛ «Курск» в момент катастрофы находилось 118 человек, и никому не приходило в голову упростить, округлить данные. В сообщениях о еще одной трагедии — сходе лавины в Кармадонском ущелье — не говорили, что в пропавшей группе Сергея Бодрова было 45 человек, и точные списки были лишь на «Ленфильме».

В данном случае отсутствия точных цифр требовала сама ситуация, когда не было известно, сколько погребено подо льдом Колки, и уважение к памяти всех пострадавших. Но, увы, универсальных правил и рекомендаций нет — многое определяет репортерское чутье, человеческий такт и мастерство журналиста. Особенно важно знать принципиальные различия новостей разного типа — мягкой и жесткой — специалистам по связям с общественностью. Одно дело, надувая щеки, сообщить Вчера фирма … в ознаменование своего десятилетнего юбилея устроила … грандиозный праздник. В небо были выпущены тысячи разноцветных шаров под ликующие крики толпы или отказаться от серьезного выражения лица и эмотивными высказываниями, оригинальной композицией, броским заголовком передать истинное ощущение праздника Дети завидуют взрослым; Нужен мастер спорта по волейболу! Редактор, анализируя новость, прежде всего проверяет соответствие формальных признаков: объем основного текста и заголовочного комплекса, оправдана ли содержанием структура, то есть в центре внимания гармония внешней формы.

Контекст должен располагаться в первых строках новости и быть кратким, ёмким. Если возникает необходимость дать более подробную картину предшествовавшего события, то такой контекст должен располагаться в глубине или в самом конце материала обычно для этого используют связки типа «Напомним» или «Ранее сообщалось, что…». Вертолет Ми-8 МЧС доставил в Петербург пятерых детей, пострадавших накануне в крупной аварии в Вологодской области [контекст-1]. Состояние одного из них — тяжелое. Всех разместили в детской городской больнице. Такое решение принял губернатор Вологодской области. Он распорядился, чтобы все дети были доставлены в лучшие больницы, и там им была оказана всесторонняя медицинская помощь, пишет «Вести». Напомним, что страшная авария с участием грузовика и автобуса с детьми произошла накануне днем в Вологодской области [контекст-2]. По предварительным данным, виновником аварии стал водитель грузовика, который заснул и выехал на встречную полосу. В результате ДТП погибли шесть человек: оба водителя и еще четыре сопровождающих. Также пострадал 21 ребенок — все они получили ранения разной степени тяжести[контекст-3]. Однако пять детей находятся в критической состоянии. Сейчас врачи борются за их жизнь. В этой новости использовано несколько контекстов: во-первых, авария произошла 28 марта, поэтому в заметке, которая была опубликована 29 марта и содержит новую информацию по данному информационному поводу крупная авария в Вологодской области и пострадавшие при ней дети , в самом начале, в лиде, дан краткий контекст, напоминающий о том, что произошло днём ранее, и без которого суть текущей новости могла бы быть не вполне ясной контекст-1. Далее, во втором и третьем абзацах, представлен более расширенный контекст, показывающий всю картину ранее произошедшего контексты 2 и 3. Обратим внимание на то, что подобного рода контексты в журналистских материалах должны располагаться по известному для структуры «жёстких» заметок принципу «перевёрнутой пирамиды», когда информация в тексте «движется» от главного к второстепенному. Причём, чем выше в тексте располагается контекст, тем короче и ёмче он должен быть изложен. Так, в представленном примере в лиде контекст-1 представлена бэкграундная информация, касающаяся пострадавших детей, о которых идёт речь в текущей заметке, а затем контексты 2 и 3 даётся второстепенный для данного материала бэкграунд о том, что произошло и почему дети оказались в такой ситуации. Во-вторых, в качестве бэкграунда в новостном материале может выступать справочная информация. Это любые фактические, статистические данные, которые могут быть связаны с текущей новостью; могут дополнить, расширить, пояснить новость, сравнить её с другими подобными событиями. Это может быть указание на уникальность, редкость события. Справочная информация востребована в тех случаях, когда в сообщении речь идёт о том, что читателю может быть неизвестно, непонятно, о том, что требует разъяснений в той или иной форме. Часто подобного рода справочная информация даётся во врезке к основному тексту, но может быть вкраплена и в него. Причём такие вкрапления могут быть как краткими, так и расширенными. Например, новостная заметка «Ольга Бакушинская вызвана на допрос по делу об оскорблении Мизулиной» «Газета.

Однако и это, довольно лаконичное, толкование автор позже меняет на ещё более лаконичное, не ёмкое: «жанр — это способ и форма производства публикации журналистом». Будучи практиком журналистики, А. Кобяков в своей статье «О жанрах современной газетной журналистики» предлагает выделить из системы жанров те из них, которые всё ещё остаются «живыми», то есть активно используемыми. К таким актуальным информационным жанрам им отнесены: информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчёт, опрос, форма вопрос-ответ, пресс-релиз. К аналитическим — аналитический отчёт, статья, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, беседа, аналитический комментарий, мониторинг, рейтинг, аналитическое обозрение, журналистское расследование, прогноз, версия. Из художественно-публицистических жанров А. Кобяков активно используемыми определяет житейскую историю, анекдот и игру. При этом обратимся к наиболее популярным жанрам, которые чаще всего встречаются в современной газетно-экранной медиадействительности. При этом сообщение, поданное в заметке, должно составлять новость, то есть превышать количество информации о явлении общественно значимом факте , которое есть у аудитории. Считается, что информационная заметка должна отвечать на 5 главных вопросов: «что? Ворошилов пишет: «Для журналиста важно уметь за частным фактором увидеть явление, не только сообщить о нём, но и оценить, прокомментировать». Заметка — это информационное сообщение, которое даёт факт с небольшим количеством подробностей. Расширенная заметка имеет стандартную для неё структуру, однако, в основной части несёт больше деталей, подробностей, иногда комментарии и даже краткие выводы. Репортаж как жанр даёт представление о событии, очевидцем или участником которого был автор, при этом информация даётся через призму авторского мировоззрения. Репортаж отличается динамичностью, наглядностью, информативностью, может нести большое количество деталей и подробностей явления. Интервью — «разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу». Интервью даёт точку зрения героя -ев , заодно рисуя их психологический портрет. Тертычный [56]. Интервью-беседа представляет собой разговор журналиста с героем о проблемной актуальной ситуации. В ходе разговора сообща они пытаются найти выход, объяснение, систематизируют информацию, обобщают, анализируют и т. При этом возможны обратные вопросы журналисту от героя, возникновение спора. Рассмотрим теперь ещё один жанровый кластер, пользующийся достаточным вниманием у современных экранно-газетных медиа. При этом комментарий может присутствовать в медиатексте как его часть. Комментарий — это актуальный отклик на событие, «впечатление, не претендующее на полноту анализа. Предметом материала может быть новость или факт, обнародованный ранее». Тертычный квалифицирует как «определённое «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определённой сфере деятельности». Оно устанавливает причинно-следственные связи, не только описывает, но и объясняет явления, ориентирует аудиторию на дальнейшее размышление на тему ТВ публикаций. Подобные печатные и ТВ публикации требуют разных методов сбора информации, на основе которой устанавливают причинно-следственные связи или находят виновников. Обыкновенно материалы в этом жанре публикации, ТВ передачи ставят своей задачей катализировать возбуждать, изменять скорость некоторые общественные процессы и явления, изменить их ход или блокировать на время, отследить результат эксперимента и реакцию на результат. Анализируя полученную информацию, журналист делает выводы. Обыкновенно предметом обозрений становится ряд событий, явлений, ситуаций или предметов, ограниченный тематически, пространственно или хронологически. Его отличает цель — высмеять явление, феномен, который является темой рассмотрения. Автор обращается к средствам художественной выразительности, художественному осмыслению ситуации. Это роднит жанр сатирического комментария с фельетоном. Таким образом, обозначив типологию современных периодических СМИ печатного и электронного направления, можно представить себе достаточно полную картину жанрового разнообразия на страницах газет и журналов, а также на ТВ и радио.

И уж затем только в зависимости от технической оснащенности она направляется к тому или иному исполнителю либо по локальной компьютерной сети, либо просто передается из рук в руки. После вычитки и правки рукопись в электронном виде поступает на верстку. Здесь тексты занимают отведенные им места, сканируются и ставятся иллюстрации, делается цветоделение, если это нужно. На лазерном принтере выводится оригинал-макет, с которого уже и будет выпускаться тираж.

Занятие второе: Текст новости

Иформационные жанры журналистики. Новость. Факты, эмоции и порядок изложения. Тут всё просто – бывает журналистика факта и журналистика мнения. Новости в подавляющем большинстве случаев – это журналистика факта. Основные методы сбора информации журналистики. Вообще лов жанр «новость» выделяет как краткую форму заметки, то есть если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то именно этот жанр подходит для этого.

Особенности новостного сообщения в инетернет-издании

Причем касающаяся многих людей или могущая заинтересовать многих, то есть общественно-значимая. Отсюда вывод: Тема журналистского материала — это общественно-значимая проблемная ситуация Запомните, пожалуйста, это определение. Оно пригодится вам, когда будете заявлять тему редактору. Обратите внимание, как уточнялась формулировка темы в описанном ниже случае. Однажды внештатный автор предложил нам написать текст про один кораблестроительный завод. Завод запустил программу по «омоложению кадров», и формально эта тема подходила в одну из рубрик, посвященную HR. Компания была хорошая крупная, значимая , но сама история — абсолютно тухлая. Толпу пенсионеров готовились выпинать на пенсию, а сам завод затеял какие-то курсы профориентации на профильных кафедрах подшефных вузов.

Трагизм ситуации был налицо. Например, не строится ли у них какой-нибудь китайский или индийский эсминец, стоимостью в миллиард долларов? Строить его пока не собирались, но заказ был. Стоимость контракта исчислялась сотнями миллионов. А теперь поговорим о жанрах: что это такое, зачем они нужны, и почему в книге представлены именно эти жанры. Жанры современной прессы Жанр — это устойчивая форма произведения. Наличие жанров позволяет журналисту пользоваться готовыми шаблонами и матрицами для подачи информации, а не изобретать для каждого материала новую форму.

Анонс — данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Аннотация - цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена Наиболее распространенным видом заметки на газетной полосе являются: хроника, информационная заметка, расширенная заметка. Хроника — информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок Информационная заметка — это информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями. В такой заметке допускается выражение собственного мнения автора относительно ситуации.

Расширенная заметка — это информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнением компетентных лиц, возможно наличие мини-вывода.

Это часть «реального телевидения», эпоха которого, как считают многие телевизионные специалисты, уже наступила во всем мире. В одном ряду с реалити-шоу стоят игры в реальном времени reality show games и скрытая камера hidden camera — самостоятельные жанры, имеющие свои специфические характеристики. Продюсеры и режиссеры прибегают к наброскам сценария, записи и монтажу материала. Это позволяет не только контролировать высказывания участников, но и отбирать самые зрелищные моменты и даже формировать образы игроков. Они, в свою очередь, помещены в искусственно созданную среду, замкнутое декорированное пространство с десятками камер, и зритель с периодичностью от одного до нескольких раз в день имеет возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования. Целью шоу становится материальный приз, чаще в денежном эквиваленте, получить который сможет только один участник, победивший в финале проекта. Существует четыре основных разновидности реалити-шоу: «Шоу подглядывания», в котором удовлетворяется присущая абсолютному большинству населения Земли страсть подглядывания. Участники такого рода шоу должны быть интересны по разным критериям привлекательная внешность, непосредственность, умение легко держаться перед камерой.

Необходимо, чтобы в характере человека присутствовали черты здорового нарциссизма с одной стороны, и доля здоровой истероидности, с другой. В этом случае одним из важнейших критериев отбора становятся надежность и ответственность участника, его готовность выполнять предъявляемые организаторами шоу требования. В рамках шоу профи игроки осваивают ранее незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму «кухню» либо набирается практических знаний. Пример шоу профи в России — «Фабрика звезд» — процесс взращивания эстрадных артистов в реальном времени. В последнее время из-за повышенного интереса зрителя к реалити-шоу и необходимости постоянной поддержки этого интереса организаторы подобных проектов все чаще прибегают к синтезу тех или иных элементов вышеперечисленных групп. Шоуприключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники помещены в необычные условия существования, и, сопровождаемые многочисленными камерами, преодолевают физические и интеллектуальные препятствия. В рамках квеста участники — это индивидуальности с ярко выраженной тенденцией к лидерству, высоким уровнем IQ, способные на моментальную реакцию и быстрое принятие решений. Пример такого шоу — «Форт Баярд».

Двенадцать эпизодов шоу повествовали об американской семье периода ядерной угрозы и гонки вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, был геем, периодически красившим губы помадой и наряжавшимся в женские одежды. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний. Реалити-шоу развиваются сейчас параллельно с разного рода игровыми и полуигровыми сериалами. И, похоже, они успешно дополняют друг друга. Одна и та же мелодрама может быть представлена как в «мыльной опере», так и в реалити-шоу. Истории о том, как двое влюбленных никак не найдут общего языка, или как мама хочет понять ребенка, или как девушка боится первого свидания, могут конструироваться в разных жанрах. Реалити-шоу постепенно занимает нишу документального кино, потому что в реалити «все по-настоящему», здесь и сейчас. А в документальные телепрограммы все больше попадает вымысла, докью-драмы, возможных, но не достоверных поворотов сюжета.

Такие каналы, как ТНТ, специализируются на реалити-шоу. И у этого жанра есть будущее, потому что в нем сплетены игра и подсмотренное документальное повествование одновременно. Зритель верит непритязательному буквализму реалити-шоу больше, чем даже новостной программе. Документально-художественные жанры Характерной особенностью художественно-публицистических документально-художественных жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. В определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом в литературоведческом определении последнего. От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт — основа очерка.

Будучи построен на строго документальной основе конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений , очерк облекается в художественно-обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Зарисовка — это жанр, где образность преобладает над нформационностью. В отличие от очерка, для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту если он есть , в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Эссе от фр.

Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики. Документальный телефильм. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и, собственно, именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Однако кинодокументы сами по себе, как бы ни были уникальны съемки и отображаемые события, требуют определенных ухищрений для придания им зрелищности и эффекта достоверности: монтажа, микширования, комментария и сочетания жанров для создания драматургической композиции. В теории известны несколько разветвленных и переплетающихся направлений кинодокументалистики: Идея киноправды Дзиги Вертова Дениса Кауфмана в трудах самого автора, проповедовавшего «жизнь врасплох» на экране при отсутствии сценария и монтажа сайт vertov.

В 20-30-х годах ХХ века становится популярным лозунг "Новости, а не мнения" и подчеркивается точность краткого сообщения в передаче реальных событий, как бы фотографирование действительности, ее моментальные снимки. Однако при кратком некомментированном отображении событий есть ряд факторов, мешающих объективности. Они связаны, во-первых, с отбором фактов для освещения в печати с возможной тенденциозностью критериев и отсутствием в тексте обоснований выбора ; во-вторых, с требованием краткости и вытекающей отсюда возможностью "отсекать" нечто существенное, нарушая объективность так называемое "обстругивание факта" ; в-третьих, с требованием "упаковки", обыгрывания факта. В журналистской практике различается оперативное и "мягкое" информирование: краткая новость в "жестком" варианте, оперативно излагающая суть происшедшего, и в варианте "мягком", когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь. Наиболее краткий, точнее сжатый вариант - самая суть события. Ударная фраза сообщения - лид - нередко выделяется шрифтом. Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, эта меньше всего похожа на "форму", на "произведение" - настолько кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, как кажется, нет никаких писательских ухищрений, просто излагается, что произошло. Девиз жестких новостей - "ничего лишнего". Очевидно, что определение "лишнее" - "не лишнее" целиком зависит от журналиста, отсекающего все ненужное. И в этом смысле многие жанры гораздо объективнее лаконичной заметки, которая дает возможность скрывать детали, значимые подробности. Например, сообщение, что страна отказалась участвовать с международной экологической конференции, может выглядеть просто "отрицательным" фактом. Но если прояснить подоплеку, окажется, что тут политический демарш не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности. Жесткая новость не гарантирует полной объективности, но есть допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, гаранты того, что при "обстругивании" факта не будет убрано самое главное: рекомендуется в самом начале заметки давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, - употреблять так называемый емкий абзац. Обязательные вопросы: "что" именно произошло? Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы - римского оратора Квинтиллиана. Ответы на вышеперечисленный вопросы по возможности объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются журналистом и составляют "суммирующий лид". Подсчитано, что толковый "многосоставный" ответ может уместиться в 35 словах. В зависимости от приоритета того или иного момента акцентирующего важность результата, "известное лицо", трагизм ситуации и пр. В результате получается композиционная конструкция, известная с 20-х годов ХХ века под названием "опрокинутая" или "перевернутая пирамида". Основание, главная опора такой "пирамиды" при этом оказывается вверху. Вариант "перевернутой пирамиды" существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал хроника, "ударная" новость , и в качестве вводного лидирующего абзаца к более пространным сообщениям. Почему именно такая конструкция? Во-первых, из практических соображений: если новость придется сократить, пусть это будет завершающий, менее существенный момент как ящерица, спасаясь, сбрасывает хвост … сообщение, составленное по такому методу, легче редактировать и сокращать, не переписывая и не подвергая основательной правке. Во-вторых, эта форма приучает концентрировать и выделять наиболее важное. Составляя 2пирамиду", журналист демонстрирует тем самым избирательность, творческую активность, во многом - свою оценочную позицию. Заход "кто" Подчеркивает масштаб личности или ракурс интересов читателей ответственное лицо, эксперт, свидетель, нейтральная фигура происшествия. В формулировке "кто" возможен и уважительный, и ироничный варианты Наши парни… Господа парламентарии…. Нередко новость заостряет ее подчеркиванием возраста Престарелый монарх… Сорокалетняя звезда рампы… Часто называется не имя, но должность, социальный статус Глава правительства… , происходит "уплотнение" или сокращение имени Билл… Мэрилин… Алла… , идут в ход прозвища, символы "имиджа". Или наоборот, имя "расширяется" за счет имиджа, значимых обстоятельств. Первая революционерка России Валерия Новодворская заявила о своем решении баллотироваться в Государственную Думу… Или: Клинтон, сам отец троих детей, поддержал законопроект в пользу образования подрастающего поколения… Заход "что" По частоте употребления опережает все остальные. Концентрирует внимание на результате Миллион подписей…. Распространены комбинированные заходы "что почему" или "что как" - вполне допустимый вариант комментария к событию, особенно драматическому. Восемнадцатилетний буддийский монах публично сжег сам себя, протестуя против войны во Вьетнаме.

Жанр новость.docx

  • НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Жанры журналистики
  • Новости — Википедия
  • Занятие второе: Текст новости
  • Навигация по записям
  • Новости в журналистике кратко

Новостная журналистика

Примеры, как правильно писать заметки в газеты и журналы: правила журналистики для написания кратких информационных текстов в стиле пометок – напишите статью по образцу на Следующий базовый термин, который используется при анализе новостей, – это жанр. Как было отмечено выше, в журналистской практике отсутствует жанр «новость», но есть понятие информационных жанров. это журналистский и нелитературный жанр, который широко присутствует в повседневной жизни как в письменном, так и в устном (аудиовизуальном) формате. Этот жанр называется информационным и оформлен в рамках повествования. Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в 00 и 30 минут и длятся от двух минут до часа. Новости обычно бывают из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. 1.1. Современная система жанров журналистики. Включаясь в творческий процесс по созданию журналистского произведения, автор, как и художник, в своем распоряжении имеет целую палитру жанров, которая позволяет ему составлять жанровую цветовую гамму. К характерным чертам ин-формационных жанров журналистики Е. Н. Сердобинцева2 относит следующие: – документальность – точное указание места и времени со-бытия; – оперативность – доставка новости читателю в самые сжатые сроки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий