Установите последовательность публичного выступления в деловой риторике на докоммуникативном этапе

Установите последовательность зон коммуникации по расстоянию (от меньшего к большему).

Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория

Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного. Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно. Введение Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю? Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей. Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов: 1.

Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории. Пример: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Пример: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы. Пример: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики , прибегая к запросам в поисковых системах?

Она разговаривала с г-жой Волковой, которая была в хорошем деловом костюме, но при этом похожа на новогоднюю елку — складывалось впечатление, что она надела все имеющееся в ее доме украшения. Когда вошел г-н Танеев, занимающий самое высокое положение среди всех присутствовавших, г-жа Дашкова бросилась к нему и первой протянула руку для приветствия. Во время деловой беседы г-н Царев почему-то постоянно перебивал г-на Танеева. На деловом совещании разгорелась дискуссия — Николаев критиковал всех подряд и любые предложения, Драгоманов постоянно рассказывал смешные истории и анекдоты, Бедов был рассеян и не участвовал в разговоре, Петров перепрыгивал на другие темы все время и хвастался своими связями, Бероев упрямо ни с кем не соглашался, приводя примеры из личного опыта, и только руководитель отдела Максимов пытался вести одну линию, задавал вопросы, останавливал всех на рассмотрении одной темы, «вел» к принятию какого-то решения совещание.

В заключении говорящий подводит итог своего выступления, еще раз обращается к первоначальному положению, указывает на его обоснованность и подкрепление всем сказанным. На этом этапе, как правило, оратор может вступить в диалог с аудиторией, ответить на вопросы и замечания. Коммуникативный этап предполагает произнесение публичной речи вслух перед аудиторией. Существует несколько требований, которые предъявляются к публичным выступлениям: Соответствие внешнего вида оратора обстановке и целям общения. Грамотная речь достаточного уровня громкости и силы. Увлеченность оратора предметом своей речи, хорошая осведомленность в теме, компетентность. Учет обстановки общения и потребностей аудитории, умение «подстроиться» под меняющиеся условия коммуникативной ситуации.

Сравнив разные точки зрения, вы сможете изложить вопрос проблемно и тем самым заинтересовать слушателя. Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый материал принёс максимальную пользу. Не уклоняйтесь от главной цели речи, из-за возникшего соблазна интересной информации. Вчитываётесь в статьи и книги в поисках нужной информации. Английский философ Бэкон по этому поводу хорошо сказал, что одни книги можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и проглотить. Выделяйте или выписывайте важные мысли по ходу чтения, иначе потом вы забудете, что привлекло ваше внимание, и существенные моменты могут быть упущены. В учебниках по риторике рассмотрены правила подготовки к выступлению. Мы назовём наиболее важные из них: начинайте готовиться к выступлению заблаговременно; репетируйте свою речь; прочитывайте всю речь в период её подготовки, а не отдельными кусками, ища каждый раз выход из ситуации, восстанавливая логику изложения; составьте шпаргалку, готовясь к речи; составьте план речи перед её репетицией; представьте ситуацию будущей речи, аудиторию, помещение; не заучивайте текст наизусть, придайте своему выступлению характер беседы; при репетиции обращайтесь к записанному плану; на полях плана запишите ключевые слова каждого фрагмента речи. Особое внимание отводится импровизированной речи. Её можно произнести, имея большой опыт ораторской деятельности. Подготовка здесь занимает всего лишь несколько минут и представляет собою только сосредоточенность на теме. Как видим, все этапы подготовки речи взаимосвязаны, они имеют своё название в риторике, отличаются по продолжительности. Самый значительный отрезок времени отводится на подготовку выступления. Способность произнести речь сразу на заданную тему развивается с опытом выступлений. Чем больше различных текстов прочитает и речей произнесёт человек, тем выше его ораторское мастерство и импровизационные навыки. Риторическая подготовка — составляющая часть культуры речевого общения. Слушание выступлений, произнесение речей определяет уровень образованности и воспитанности личности, качество её профессиональной деятельности. Язык риторических и литературных произведений имеет определённые сходства и различия. Прибегая к сопоставлению языка произведений литературы и риторики, мы имеем в виду точки соприкосновения и расхождения тех и других. Мы отмечаем общность языковых средств при их специфичности в каждом виде текста и особенные приёмы, типичные только для тех или других произведений. Рассматривая язык риторических и литературных произведений, мы берём отдельные виды текстов риторики или судебного красноречия и художественные тексты в жанре рассказа. Их сближает повествовательность, сюжетность. И то, и другое в разных видах произведений представлено в разной степени. Повествовательные конструкции распространены в текстах рассказов: «Бабка задумчиво и горестно смотрела в тёмное окно. Шурка перечитывал то, что записал за Егором». Шукшин В. Они же едва представлены в риторических произведениях, только в отдельных частях, связанных с передачей фактов, восстановлением событий. Такой повествовательный фрагмент здесь необходим, он имеет функцию воздействия на слушателя. Эта часть композиционно оправдана. Создаваясь средствами языка художественной литературы, она приближает риторическое произведение к литературному тексту. В качестве примера мы возьмём фрагмент судебной речи, А. Кони: «Я подошёл к оригинальным страшным часам… Подошёл и Книрим…Крикнул Овсянников… Книрим подозвал…, отпер…Овсянников не вытерпел,… отошёл»… В этом фрагменте налицо простейший вид повествования: перечисление событий, последовательное изложение действий героя. Литературные произведения имеют широкое представление повествовательности. Это не только передача действий, но и воссоздание событий в монологических и диалогических фрагментах, сливающихся в отдельные картины жизни. В качестве примера мы взяли рассказы В. Шукшина «Сельские жители», «Классный водитель», «Гринька Милюгин» и др. При этом отмечается сходства риторики и художественной литературы в незначительном приближении текстов красноречия к художественным произведениям. Оно развивает главное свойство судебной речи: эмоциональность, убедительность. Назначение повествовательности в рассказе, повести заключено в необходимости создать образный мир произведения, эмоционально насыщенный и правдивый. Таким образом, повествовательность — существенный признак риторики и литературы. Связанное с ней понятие сюжетности также представлено и в красноречии, и в художественном произведении, так как в повествовательном фрагменте и в рассказе есть воссоздание фактов, событий. Если в художественном произведении сюжет развит полностью, композиционно организован, то в речи мы наблюдаем сюжетный фрагмент в отдельной композиционной части. Его роль заключена в наглядном и убедительном осмыслении фактов. Он же придаёт речи краткость и выразительность, сближая её с художественным текстом. Эти свойства двух видов произведений: риторических и художественных подтверждены средствами языка. Именно их особенность подтверждает специфику повествовательности и сюжетности разных текстов. Она состоит в том, что рассказ имеет индивидуально-авторские употребления слов: «Задумчиво и горестно смотрела». Два вида произведений принципиально отличаются друг от друга целью создания, что определяет композицию того и другого. Характер её также отличен. Речь имеет логический принцип, построения, рассказ, напротив, огранизован согласно замыслу по художественному принципу. Вместе с тем тексты этих произведений содержат средства языка специфичные, необходимые для реализации замысла, своеобразного, в том и другом случае. Мы можем увидеть в риторическом произведении типичные обороты. Например, «…ознаменовал себя служебными действиями,… характер которых имел результатом предание его суду». Кони А. Тут же можно отметить стилистические приёмы, отличающие и художественную, и ораторскую речь. Например, «Но ведь из них складываются очертания, а из очертаний буквы, а из букв слоги, а из слогов возникает слово и это слово: поджог»! Обращаясь к рассказу, мы отмечаем, что такие виды организации средств языка единичны в нём, мало представлены, а если встречаются, то только в лирических отступлениях, концовках, описаниях. Например, «С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой, ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый… Шукшин В. Рассматривая средства языка, мы видим и своеобразие метафор, эпитетов того и другого текста. Это не мешает нам признать общность метафор, эпитетов, но только в том отношении, что в эти произведения они вносят выразительность, образность. Однако последние могут иметь специфичность из-за разницы цели создания текста. Она заключена в том, что художественное произведение имеет авторские образные средства: «…русой хмелиной завивался чуб…; колодезную глубину тёмных загадочных глаз…» «Шофёр Пашка Холманский, сухой, жилистый, лёгкий на ногу».

Этапы подготовки и проведения публичного выступления

Технология работы над публичным выступлением. Публичное выступление можно разбить на фазы: 1. Докоммуникативная фаза (подготовка). 2. Коммуникативная фаза (собственно выступление). Фазы подготовки к публичному выступлению Докоммуникативная фаза Выбор темы, определение цели, вида речи Коммуникативная. Если предстоит выступление, пусть даже с небольшим рефератом на собрании руководителей отделов или перед руководством фирмы, необходимо учитывать особенности публичного выступления. 1. Краткость и точность, чтобы не отнимать у слушателей время. вхождение в контакт. Он предполагает установление психологического контакта оратора с аудиторией до начала произнесения речи. Этапы публичного выступления. В области ораторского искусства выделяют три этапа выступления: докоммуникативный этап (подготовка к выступлению), коммуникативный этап (непосредственно выступление), посткоммуникативный этап (анализ выступления) (рис. 1).

Технология подготовки текста для публичного выступления

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления Если предстоит выступление, пусть даже с небольшим рефератом на собрании руководителей отделов или перед руководством фирмы, необходимо учитывать особенности публичного выступления. 1. Краткость и точность, чтобы не отнимать у слушателей время.
Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки Авторский онлайн-курс "Миллион за эфир" вебинар “12 шагов для потрясающих прямых эфиров, даже если вас не любит камера” ht.

Основные этапы подготовки и проведения речи

Роль выступающего представляет собой сумму его знаний и умений в области, как самой темы выступления, так и навыка проведения публичных выступлений. И эти знания и умения можно сгруппировать следующим образом. это средство достижения деловых целей. Она должна быть убедительной, доказательной, грамотной, логичной, продуманной, красивой, эмоционально украшенной. Что такое публичное выступление, какие виды существуют, их особенности. Этапы выступления перед публикой. Основные требования к оратору. При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 3 частей, которые в свое время были выделены Аристотелем (“Риторика”):вступления, основной частиизаключения. Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определённых знаний и убеждений. Основными требованиями к публичному выступлению являются: 1. Контакт оратора с аудиторией.

Факторы, влияющие на успех публичного выступления — справочник студента

Докомуникативный этап", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Публичное выступление. Докомуникативный этап" и определены тенденции развития тематики "Публичное выступление. Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т.е. в фазу подготовки к самому выступлению, которая является не менее ответственным, чем последующие. Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определённых знаний и убеждений. вхождение в контакт. Он предполагает установление психологического контакта оратора с аудиторией до начала произнесения речи. Технология работы над публичным выступлением. Публичное выступление можно разбить на фазы: 1. Докоммуникативная фаза (подготовка). 2. Коммуникативная фаза (собственно выступление).

Риторика: Практикум

Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание".

Михальская в учебнике по риторике [Основы риторики: Мысль и слово. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит "вжиться" в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета. Речь нужно репетировать.

Даже лучшие лекторы И. Павлов, К. Тимирязев, многие профессора Московского университета репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя—тремя репетициями.

Репетировать речь нельзя по "кускам", а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

Если запутались — не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл, …, Вы еще спросите, … — добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему.

Кроме того, готовясь к речи, вы можете составить "шпаргалку" — несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить — смотрите в "шпаргалку"! Перед тем как репетировать речь, составьте план.

Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного — развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и "шпаргалку". Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты.

Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо.

Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли. И последний совет: на листке плана оставьте широкие поля — на них вы можете записать опорные ключевые слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите фактическую часть "шпаргалку" к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки.

Произнесите речь на ходу. Особо следует сказать об импровизированной речи. Михальская называет последовательность действий, которые нужно выполнить, если у вас есть около 5 минут на подготовку такое время необходимо предоставить себе в начале занятий импровизацией, когда опыта еще мало, а скованность велика : 1 сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую вы хотите передать; 2 сформулируйте позицию основной части по крайне мере, важнейшие; их должно быть немного — 2-3 ; 3 сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний; 4 подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы; 5 подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их.

Импровизированная речь как упражнение должна быть короткой около 5 минут , возможно более отчетливой структуры, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной. Именно она предоставляет возможность научиться применять шутку, "шоковую технику" парадокса, привыкнуть не бояться высказывать свое мнение. Обдумывая импровизированную речь, не волнуйтесь и не пытайтесь сразу, при подготовке, все облечь в слова, следуйте плану работы. Темы для импровизации можно придумывать самим: лучше выбрать такие, которые связаны с абстрактными понятиями, ключевыми моментами человеческой жизни, чтобы упражнения пригодились вам в дальнейшем в ситуациях поздравления, тоста, приветствия и т.

Основные источники поиска необходимой литературы: библиотечные каталоги, указатели по периодической печати, журналы по специальности, газеты, энциклопедии, библиографические указатели, статистические справочники, литературные справочники, библиографические обзоры, брошюры, бюллетени, сеть Internet. Несмотря на то, что многие студенты отказались от конспектирования изучаемой литературы, заменив его конспектирование ксерокопиями, думается, что при подготовке публичных выступлений конспектирование неизбежно. Существует несколько способов конспектирования. Наиболее удачным нам представляется так называемое проблемное конспектирование.

В этом случае из изучаемой литературы на карточку выписывается только то, что относится к одной какой-то проблеме. Необходимо для себя выделить, где выписаны цитаты они берутся в кавычки , где передаются только мысли автора в изложении читающего. Поскольку должны приводиться точные аргументы, факты, данные, нужно иметь на карточке точные сведения об изучаемой работе: автор, название книги или статьи, выходные данные книги или журнала, где помещена статья, страницы, на которых расположен конспектируемый материал. Вопросы для самоконтроля 1.

Назовите пять классических элементов, отражающих порождение речи. Назовите этапы докоммуникативной работы над речью. Каковы основные требования к теме публичного выступления? Как следует понимать цель публичного выступления?

Каковы основные части публичного выступления? Каковы целевые установки вступления к речи? Назовите возможные формы вступления. От чего зависит способ раскрытия темы в основной части речи?

Назовите типы речей. Какова цель основной части речи и от чего она зависит? Каковы целевые установки заключения речи? Назовите возможные формы заключения.

Каковы основные виды аргументов? Каковы требования к аргументам? Что такое тезис в доказательстве? Каковы составные элементы доказательства?

Назовите основные типы доказательств. Каковы источники нахождения материала к публичному выступлению? Стиль, формы, типы и жанры речи. Понятие функционального стиля языка Что же такое функциональный стиль языка?

Определение стиля зависит от понимания языка. В лингвистике определенно выделяются такие признаки языка, как его социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный характер. Однако это не все признаки языка, и в лингвистике имеются разные трактовки языка, а потому и различные определения стиля. Оставив в стороне теоретические изыскания лингвистов, приведем здесь наиболее известное определение стиля, данное академиком В.

Виноградовым: "Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой практике данного народа". Прежде всего, подчеркивается функциональная роль отдельных средств языка звуков, слов, предложений, словосочетаний , обусловленная наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации, сферы общения. Выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, публицистическая, официально-деловая, художественная и бытовая. В соответствии с этим выделяют и функциональные стили русского языка.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен. Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержателъно-фактуальную и содержательно- концептуальную.

Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержательно- концептуальная информация — это выражение индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов потребностей аудитории. При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная предкоммуникативная фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно внутренний монолог , либо вслух внешний монолог. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание на дикцию — ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида.

Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо.

Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же.

Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т. Режиссерские указания.

Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления. Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше.

Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается.

Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления.

В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания.

Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно.

Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71].

Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать.

Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части.

Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие.

То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат.

Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений.

Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир. Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент: «В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать. Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей. Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть.

Это бессмысленно. Мы можем это исправить. Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки: Сбор и анализ информации. Составление текст публичной речи. Тренировка произнесения текста речи. Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили! Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий