Ранняя профориентация в доу выступление по фгос

Она включается в создании системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка. Новизна инновационного проекта МАДОУ №8 по ранней профессиональной ориентации воспитанников (МАДОУ №8 является муниципальной инновационной площадкой).  Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраставусловиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. В обобщении опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» рассматриваются основы ориентации детей дошкольного возраста в мире профессий как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Ранняя профориентация

Мы решили развивать эту тему и работать более углубленно, а именно организовать проведение профессиональных проб для детей старшего дошкольного возраста. Система работы по раннему профориентированию детей старшего дошкольного возраста: Профессиональная проба это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Информирование воспитателей о сущности работы; IV.

Основы профориентологии. Климов Е. Психология профессионального самоопределения. Кондрашов В. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2012.

Абрамова Г. Возрастная психология. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Шингаркина Д. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. Челябинск, 2009.

Сайгушева Л. Технологии приобщения дошкольников к труду. Антонова М. В современной образовательной практике пропагандируется и активно реализуется идея ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Однако вопрос о включении ребёнка дошкольного возраста в систему профориентирования носит дискуссионный характер и не только среди профессионалов, но и родителей законных представителей воспитанников. Кроме этого, педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием профессионалами специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования. Цель исследования. Провести анализ нормативно-правовых и научно-теоретических источников и определить сущность ранней профориентации в дошкольном образовании, её особенности в соответствии с логикой возрастного и психомоторного развития ребёнка дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. Материалы статьи основываются на результатах исследования процесса ранней профориентации в практике дошкольного образования, методами исследования являются: теоретические изучение и обобщение нормативно-правовой и научной литературы ; эмпирические наблюдение, беседы с детьми дошкольного возраста, анкетирование педагогов ДОО. Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем перейти непосредственно к анализу научных подходов к ранней профориентации в дошкольном образовании, следует рассмотреть нормативно-правовые основания, актуализирующие данную проблему. В частности, одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Хвалынск по теме: «Сильны и здоровы, в космонавты готовы! Публикация на сайте "МААМ. Энгельс по теме: «Мастер - класс «Территория детского сада — мастерская профессий», в рамках Всероссийской научно — практической конференции «Современные аспекты развития образовательных технологий дошкольного образования» Лыкова А. Саратов по теме: «Моделирование образовательного пространства воспитанниками ДОУ посредством использования информационных баз учреждения», в рамках III всероссийской научно-практической конференции «Образование. Качество» Лыкова А. Участие во всероссийском конкурсе «Лучшая профориентационная разработка в ДОУ» по теме: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Никифорова Е. Региональный уровень 20. Выступление в г.

Система работы по раннему профориентированию детей старшего дошкольного возраста: Профессиональная проба это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Информирование воспитателей о сущности работы; IV. Привлечение родительской.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

2. Ранняя профориентация в становлении личности ребёнка-дошкольника, формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации – видеопрезентация воспитателя Гуриной Э.К. – 6 мин. Формы работы по ранней профориентации в старшей группе компенсирующей направленности Доклад Презентация. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста Доклад. Ранняя профориентация дошкольников: что входит в понятие профессиональной ориентации в ДОУ. Цели и задачи, принципы и формы организации такой работы в детском саду. Ранняя профориентация дошкольников: что входит в понятие профессиональной ориентации в ДОУ. Цели и задачи, принципы и формы организации такой работы в детском саду. Ранняя профориентация в "Рябинке". Ранняя профориентация детей дошкольного возраста является одним из основных направлений работы нашего ДОУ. Степанова Инна Игоревна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 11», г. Луга Ленинградской области Ранняя профориентация в ДОУ Ранняя профориентация в ДОУ. Да, тема, так сказать, не избитая.

Консультация для педагогов «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Мною было проведено анкетирование с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации. Общая картина говорит о следующем: в настоящее время в ДОО существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Педагоги Н. Веракса и Т. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Бабаева и А. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер общее знакомство с миром профессий , а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ - технологии. Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Вот что говорят известные педагоги и психологи о детской игре? Асмолов писал: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли.

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е. Землянская, С. Чистякова, Е. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В. Логиновой, Л. Мишариной, С. Козловой, А. Шахматовой и др. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми По мнению А. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Рефлексия заключительная часть Дальше идет дидактическая игра «Военная техника» где воспитатель предлагает собрать из счетных палочек модели танка и корабля. Воспитатель благодарит и хвалит детей за старания. Дети выражают свои эмоции- радость, смех…. Дети «уходят» в игру и продолжают собирать модели. Беседа «Значение профессии повар» Задачи: Расширять представление детей о профессии повара. Закреплять название посуды и способы действия с ней, название продуктов питания. Развивать уважение к труду людей, к их деятельности и её результатам, способствовать возникновению желания играть в повара. Активизировать употребление в речи имён существительных и глаголов Закреплять умение согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости, умение внимательно слушать друг друга. Развивать мышление, память, умение излагать свою речь предложениями. Наглядный материал: Продукты: капуста, морковь, лук, свекла, укроп, бутылка молока, крупа в баночке, сахар, соль, масло. Посуда: кастрюля, половник, ложка, нож, доска, тёрка. Картинки с изображением тарелки с супом, тарелки с кашей, блюдце с ватрушкой. Мишка мягкая игрушка. Мотивация: На стуле сидит мишка мягкая игрушка, рядом с ним стоит телефон. Воспитатель обращает внимание детей на мишку, предлагает подойти к нему. Воспитатель: Мишка, у тебя телефон, кому ты хочешь позвонить? Мишка: Надо позвоню Олиной маме. Воспитатель: Зачем, что то случилось? Мишка: Ребята кушать хотят, пусть мамы придут и приготовят им кашу. Дети голодные что ли будут? Воспитатель: Ребят Мишка наверное прав, пусть мамы придут и приготовят вам кашу. Дети: Повар приготовит. Воспитатель: Зачем в детском саду повар, если мамы умеют вкусно готовить. Дети: Мамы готовят дома, только для своей семьи. Повар готовит еду для всех детей в детском саду. Воспитатель: Правильно повар заботиться о детях, когда мамы на работе. Мишка: Мне так нравится, как вы повара хвалите. Я буду поваром, одену фартук, колпак воспитатель одевает на мишку фартук и колпачок. Вот я и повар, хвалите меня. Воспитатель: Ребята, можем Мишку поваром назвать? Дети: Нет. Дети: Повар должен уметь готовить суп, кашу. Мишка: Что тут сложного. Возьму кастрюлю, налью воду и буду ложкой мешать. Воспитатель: Ребят вы согласны с Мишкой? Дети: Нет, повар вкусно готовит, это трудно, надо учиться. Воспитатель: Мишка после завтрака мы с ребятами тебе расскажем, чему тебе надо научиться, чтоб стать поваром которого хвалят. Ход занятия: Воспитатель: Ребята чему мы хотели научить мишку? Дети: Как стать поваром. Воспитатель: Можно Мишку сейчас назвать поваром. Он фартук одел, колпак. Дети: Нет, Мишка не умеет готовить.

Организация ранней профориентации в ДОУ

В рамках реализации федерального проекта «Шоу профессий», направленного на раннюю профориентацию, обучающиеся с 1 по 11 класс просмотрели онлайн-уроки по направлениям: машиностроение, педагогика и наставничество, профессии РЖД. 2. Ранняя профориентация в становлении личности ребёнка-дошкольника, формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации – видеопрезентация воспитателя Гуриной Э.К. – 6 мин. В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников среднего возраста. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др). Данные методические рекомендации помогут педагогам организовать работу по ранней профориентации дошкольников: в выборе возможных путей достижения образовательно – воспитательных задач по ранней профориентации.

Ранняя профориентация СПДО

 Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраставусловиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. организация деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста; создание творческой группы по реализации проекта; 2 этап – внедренческий. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это «начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ. Степанова Инна Игоревна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 11», г. Луга Ленинградской области Ранняя профориентация в ДОУ Ранняя профориентация в ДОУ. Да, тема, так сказать, не избитая.

Вы точно человек?

Создание условий для ранней профориентации дошкольников 3. Предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группах необходимо создать предметно – развивающую среду.
Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредствам современных образовательных технологий Аннотация Методическая разработка «Ранняя профориентация» представляет собой целостный четко структурированный педагогический проект для реализации в группе для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Ранняя профориентация в доу выступление по фгос Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40». Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «ИгрАполюс – город профессий».
Консультация для педагогов "Ранняя профориентация в условиях современного детского сада" Степанова Инна Игоревна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 11», г. Луга Ленинградской области Ранняя профориентация в ДОУ Ранняя профориентация в ДОУ. Да, тема, так сказать, не избитая.
Ранняя профориентация дошкольников: формы, цели и задачи В статье доказана необходимость ранней профориентации детей с дошкольного возраста, определены формы и методы работы в дошкольном образовательном учреждении по профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста.

Формы совместной деятельности дошкольников и педагогов

  • Ранняя профориентация дошкольников условиях ДОУ
  • Библиотека
  • Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы
  • Вы точно человек?
  • Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы

Формы совместной деятельности дошкольников и педагогов

  • Профориентация дошкольников
  • Выступления участников Муниципального научно-практического семинара | Мир дошколят
  • Ранняя профориентация в "Рябинке".
  • Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредствам современных образовательных технологий
  • Проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Логиновой, В. Мегедь, А. Овчаровым, А. Шахмановой и др.

Имеют место разные подходы в рассматривании данного вопроса. Так, Козловой С. Другой подход Крулехт М.

Наконец, педагоги — практики знакомят дошкольников с распространенным видом труда в какой — либо местности. Знакомить с личностными характеристиками людей разных профессий считают важным и нужным сторонники идей Бабаевой Т. Представление дошкольника о профессиях окружающего его мира будет привлекательно и ярко, если формы ознакомления с профессиями будут разными.

Во ФГОС дошкольного образования объясняется, что «социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая … формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества» [5]. Стандарт определяет и целевые установки, некоторые из них непосредственно связаны с ранней профессиональной ориентацией: - проявление самостоятельного выбора той или иной игры, инициатива в ней; участие в разных видах деятельности; - обладание положительной установки на мир, на людей разных профессий; - наличие чувства собственного достоинства; активная коммуникация с другими детьми, а также и взрослыми; - способность договориться, умение сопереживать своим друзьям и близким, вера в свои силы, адекватность проявления собственных чувств [5]. Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г.

Это находит отражение в рассматриваемой совокупности мер, содействующих профессиональному становлению человека, осознанному выбору им профессии в соответствии с его возможностями. Данное Постановление указывает и на то, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо и в дошкольной образовательной организации. Таким образом, под профессиональной ориентацией мною рассматривается совокупность дел или мероприятий, необходимых для того, чтобы выявить интересы, личностные особенности, способности ребенка с целью оказания ему необходимой поддержки при выборе профессии в соответствии с его возможностями.

Выделяются три основных направления в организации работы с дошкольниками по профориентации. Первое направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому человеку. В соответствии с данным направлением воспитатель знакомит ребенка с разными профессиями не только на занятиях, но и помимо него.

Дети вместе с педагогом смотрят иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Воспитатель обращает внимание на одежду человека данной профессии, его инструменты, необходимые во время работы. Педагогами может быть организована встреча маленьких детей с человеком интересной профессии в рамках образовательной организации.

Савенков, Н. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр Д. Эльконин, А. Запорожец, Р. Жуковская, Д. Менджерицкая, А. Усова, Н Михайленко. Технология интегрированного обучения Л. Венгер, Е.

Кравцова, О. Информационно-коммуникационные технологии. Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных - адмиралов и полковников. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов: 1.

Принцип личностно ориентированного взаимодействия организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. Принцип открытости ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы. Принцип диалогичности возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Принцип регионального компонента.

Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка. Работа осуществляется во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересными мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга.

Зачем нужен лэпбук? В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Можно выбрать задания под силу каждому для малышей — кармашки с карточками, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т.

Педагоги, Н. Веракса и Т. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться. В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. При этом следует учитывать отсроченный отдаленный результат профориентации в дошкольном возрасте.

Поэтому в данном исследования рассматривала создание организационно-педагогических условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями региона. Все исследования говорят о том, что для прочного усвоения знаний требуется сформировать позитивное отношение, интерес детей о профессии. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед воспитателем стоит задача организовать педагогический процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором деятельность дошкольников становится успешной, а знания востребованными. Использование образовательных технологий в реализации профориентационного направления Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве толковый словарь. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса Б.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются: 1. Технология проектной деятельности Л. Киселева, Т. Данилина, Т. Лагода, М. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Технология исследовательской деятельности А. Савенков, Н. Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр Д. Эльконин, А. Запорожец, Р. Жуковская, Д. Менджерицкая, А. Усова, Н. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную или воображаемую действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников. Технология интегрированного обучения Л. Венгер, Е.

Кравцова, О. Скоролупова является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция — это состояние или процесс, ведущий к такому состоянию связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность воспитательно-образовательного процесса. Актуальность опыта работы Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике. Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых не доступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку их сложно понять.

Климов [6] в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.

В работах В. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту. Кондрашов [7] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Таким образом, и в трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации. Сопоставление различных точек зрения на процесс ранней профориентации позволило нам констатировать, что обращение к проблеме ранней профориентации в дошкольном образовании обусловлено следующим: 1. Принятием концептуального положения о развивающем эффекте деятельности. Пониманием ранней профориентации в дошкольном образовании как условия социализации ребёнка дошкольного возраста.

Признанием положения о том, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребёнка образа мира взрослых, что способствует структурированию социального мира и формированию отчётливого дифференцированного представления о взрослых людях, в том числе и об их профессиях. Данные основания доказывают: чтобы определить сущность ранней профориентации в дошкольном детстве, необходимо остановиться на раскрытии понятия «мир взрослых», как базовой категории, определяющей становление социального опыта ребёнка, посредством которого он приобщается к миру профессий. В ряде педагогических исследований [8] представлены различные толкования, которые определяют мир взрослых, как: - источник становления личности ребёнка; - основание для зарождения субъективного мира ребёнка; - модель усвоения социальных норм; - носитель определённых видов общественной деятельности; - социокультурное пространство жизнедеятельности ребёнка. В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства.

Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям. Представленность мира взрослого, прежде всего, ассоциируется у ребёнка с самыми значимыми взрослыми — родителями. В современных исследованиях семья рассматривается как пространство становления первичных социальных компетенций ребёнка дошкольного возраста, как сфера жизнедеятельности, где закладываются основные свойства личности и формируется первичная профориентация.

По результатам исследований на кафедре развития дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования можно выделить особенности восприятия современным дошкольником профессиональной деятельности своих родителей. На вопрос о том, где и кем работают родители, дети отвечают: «Они просто работают» или «Мама — никем». Ответы детей позволяют сделать вывод о том, что родители выполняют свои профессиональные обязанности, часто находясь дома: «готовятся к работе», «у них много бумаги и делают всё в ней», «считают, сколько заработают денег». Обращает на себя внимание и тот факт, что дошкольники полагают, что их родителей больше всего радуют материальные блага, которые приносит их профессиональная деятельность: «заработанные на работе деньги», «новые вещи», «дорогие покупки».

Следует отметить, что дети замечают неравномерность трудовых нагрузок на женщину и мужчину в современной российской семье мама готовит еду, шьёт, убирает, а папа свой телевизор смотрит, мама подрабатывает, а папа не может найти работу. Часто передают конфликтный характер взаимоотношений родителей из-за маленькой папиной зарплаты, неумения зарабатывать деньги, невозможности поменять работу. Очевидно, что ребёнок ориентируется на мнение родителей, как самых значимых взрослых, и в конечном итоге оно как самое авторитетное способствует становлению у него стереотипа ролевого поведения родителей и, безусловно, влияет на формирование ценностных установок, мотивов, определяющих отношение к будущей профессиональной деятельности. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору профессии по принципу «по душе» или «большего престижа и высокой оплаты».

Следовательно, семья не выполняет свою специфическую миссию проводника профессиональных ценностей, что актуализирует проблему оказания психолого-педагогической поддержки родителям в развитии компетенций в области ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, пропаганде семейных профессиональных ценностей.

Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС

Организация ранней профориентации в ДОУ Ход мастер-класса Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».
Ранняя профориентация в "Рябинке". Формы работы по ранней профориентации в старшей группе компенсирующей направленности Доклад Презентация. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста Доклад.
Вы точно человек? В статье описаны формы, методы, цели и задачи, направленные на формированиепрофориентации у дошкольников. Дошкольное образование, Дошкольникам, Статья "Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном.
Выступления участников Муниципального научно-практического семинара Ранняя профориентация. в условиях современного детского сада. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка.
Ранняя профориентация дошкольников: формы, цели и задачи это важное направление в моей работе по профориентации дошкольников.

Система профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации

Гинзберга [5], который процесс профессионального выбора связывает с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка, проходящим по трем стадиям: - воображаемый период 4-11 лет ; - период проб и попыток 11-17 лет ; - реалистичный период 17-21 год. Климов [6] в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. В работах В. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту. Кондрашов [7] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Таким образом, и в трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации. Сопоставление различных точек зрения на процесс ранней профориентации позволило нам констатировать, что обращение к проблеме ранней профориентации в дошкольном образовании обусловлено следующим: 1. Принятием концептуального положения о развивающем эффекте деятельности. Пониманием ранней профориентации в дошкольном образовании как условия социализации ребёнка дошкольного возраста. Признанием положения о том, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребёнка образа мира взрослых, что способствует структурированию социального мира и формированию отчётливого дифференцированного представления о взрослых людях, в том числе и об их профессиях. Данные основания доказывают: чтобы определить сущность ранней профориентации в дошкольном детстве, необходимо остановиться на раскрытии понятия «мир взрослых», как базовой категории, определяющей становление социального опыта ребёнка, посредством которого он приобщается к миру профессий.

В ряде педагогических исследований [8] представлены различные толкования, которые определяют мир взрослых, как: - источник становления личности ребёнка; - основание для зарождения субъективного мира ребёнка; - модель усвоения социальных норм; - носитель определённых видов общественной деятельности; - социокультурное пространство жизнедеятельности ребёнка. В научной литературе подтверждается связь между развитием мотивационной сферы, восприятия, произвольности поведения ребёнка, которые формируются в дошкольном возрасте, и возникновением мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них, принятием образа взрослого, его качеств, стремлением проявлять их в культурных практиках детства. Принимая во внимание различные характеристики мира взрослых в трудах учёных, мы сделали вывод о том, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям. Представленность мира взрослого, прежде всего, ассоциируется у ребёнка с самыми значимыми взрослыми — родителями. В современных исследованиях семья рассматривается как пространство становления первичных социальных компетенций ребёнка дошкольного возраста, как сфера жизнедеятельности, где закладываются основные свойства личности и формируется первичная профориентация.

По результатам исследований на кафедре развития дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования можно выделить особенности восприятия современным дошкольником профессиональной деятельности своих родителей. На вопрос о том, где и кем работают родители, дети отвечают: «Они просто работают» или «Мама — никем». Ответы детей позволяют сделать вывод о том, что родители выполняют свои профессиональные обязанности, часто находясь дома: «готовятся к работе», «у них много бумаги и делают всё в ней», «считают, сколько заработают денег». Обращает на себя внимание и тот факт, что дошкольники полагают, что их родителей больше всего радуют материальные блага, которые приносит их профессиональная деятельность: «заработанные на работе деньги», «новые вещи», «дорогие покупки». Следует отметить, что дети замечают неравномерность трудовых нагрузок на женщину и мужчину в современной российской семье мама готовит еду, шьёт, убирает, а папа свой телевизор смотрит, мама подрабатывает, а папа не может найти работу. Часто передают конфликтный характер взаимоотношений родителей из-за маленькой папиной зарплаты, неумения зарабатывать деньги, невозможности поменять работу.

Очевидно, что ребёнок ориентируется на мнение родителей, как самых значимых взрослых, и в конечном итоге оно как самое авторитетное способствует становлению у него стереотипа ролевого поведения родителей и, безусловно, влияет на формирование ценностных установок, мотивов, определяющих отношение к будущей профессиональной деятельности. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору профессии по принципу «по душе» или «большего престижа и высокой оплаты».

Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда?

Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого?

Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных - адмиралов и полковников. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов: 1.

Принцип личностно ориентированного взаимодействия организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. Принцип открытости ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы.

Принцип диалогичности возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.

В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Принцип регионального компонента.

Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка.

Работа осуществляется во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересными мотивационным.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга.

Зачем нужен лэпбук? В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Можно выбрать задания под силу каждому для малышей — кармашки с карточками, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения были оформлены лэпбуки по разным профессиям : врач, швея, водитель, электрик, пожарный, балерина. Такая профессиограмма ложится на любую профессию. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Насыщенная, четко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации: - игры сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные ; -продуктивные виды детской деятельности оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов ; - выполнение трудовых действий по просьбе или поручению взрослого ; Раздел III. Результативность опыта В результате реализации системы работы на данном этапе дети познакомились с некоторыми профессиями, связанными с земледелием и производством, оказанием услуг, воспитанием и обучением детей.

Ребята научились выражать предпочтение определенной группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки, играют более бережно. Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплачивает наш коллектив.

Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых.

На земле есть много профессий, но именно эту - не выбирают, выбирает она.

Случайных людей здесь не бывает. Ведь воспитатель — это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и музыканта, и художника, и друга, и наставника.

Торопиться не будем. Дадим на размышление… неделю. Конечно, со своим домашним заданием я схитрила. В группе висит большой лист ватмана, на котором напротив каждой фамилии сделаны пометки после каждого занятия. Это очень удобно, я сразу могу видеть, какой вид занятия подойдет тому или иному ребеночку, могу организовать их в группы по интересам, знаю, на какую область обратить внимание. Но домашнее задание, которое было дано родителям, заинтересовало меня не меньше. Я стала размышлять. Без каких качеств я, воспитатель, легко обхожусь или могла бы обойтись?

Первое, что пришло на ум - теперь мне совершенно не приходится писать. Мою врожденную грамотность и каллиграфический почерк, которыми я когда-то гордилась, легко заменяет Word и программа правописания. Я умею быстро читать тексты. Но в моей профессии важно читать их не быстро, а выразительно, вызывая нужные эмоции. И вот какой вывод созрел в голове. Данные качества очень часто отсутствуют, либо совсем слабо развиты у детей-дислексиков и дисграфиков. Мне кажется, сейчас эта проблема встала как-то особо остро. Родители, замечая трудности запоминания графических знаков, неспособность ребенка к быстрому осмысленному чтению, зеркальное написание, впадают в какой-то шок, пытаясь выжать из малыша то, на что его организм не способен. Но дислексия или дисграфия — не болезнь и, соответственно, лечению не поддаются. Есть ряд логопедических упражнений, дающих неплохие результаты, но повторюсь — эта особенность ребенка останется с ним на всю жизнь.

Но еще одна сторона проявления этих особенностей — сильное творческое начало. Эти дети просто одареныши какие-то, их мозг кипит идеями, они сочиняют сказки, превосходно лепят и рисуют. А сколько знаменитых людей вышло из их числа: В. Как вы понимаете, список не полный. Вот о чем нужно говорить родителям таких детей. Не циклиться на скорости чтения и не зарождать в ребенке комплексы, а развивать его начало, не дать зачахнуть творческому семечку! Вот такие мысли витали в моей голове в тот вечер. Как никогда остро я понимала, что рассмотреть задатки каждого ребенка необходимо именно в дошкольном возрасте.

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ

Семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках реализацииФГОС». Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поделимся опытом работы по ранней профориентации в детском саду. Ранняя профориентация дошкольников: что входит в понятие профессиональной ориентации в ДОУ. Цели и задачи, принципы и формы организации такой работы в детском саду. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение. родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ

С другой стороны, ранняя профориентация дошкольников — тема не новая. С профессиями в ДОУ детей знакомили всегда. Мы решили развивать эту тему и работать более углубленно, а именно организовать проведение профессиональных проб для детей старшего дошкольного возраста.

Ранняя профориентация дошкольников - первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.

Усова, Н. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную или воображаемую действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников. Технология интегрированного обучения Л. Венгер, Е. Кравцова, О. Скоролупова является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция — это состояние или процесс, ведущий к такому состоянию связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность воспитательно-образовательного процесса. Актуальность опыта работы Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике. Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых не доступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку их сложно понять. Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении. Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностикой методики Г. Урунтаевой и Т. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители. Таким образом, дети недостаточно ориентируются в профессиях, большинство не осознаёт их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развиты словарный запас профессиональной лексики, связанной с описанием профессии. Сказанное выше определило выбор проблемы исследования : как в условиях детского сада использовать современные технологии для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования ранней профориентации детей в ДОУ. Актуальность данной темы заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей. Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Самым перспективным направлением развития является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера. Начиная работу по теме педагогического опыта, я определила результат: научить детей уважать труд и людей труда, познакомить дошкольников с профессиями их родителей непосредственно на предприятиях нашего города и, помочь воспитанникам, пускай только в процессе игры, определиться — «Кем я хочу стать, когда вырасту? Я считаю, что формирование представлений дошкольников о труде и профессиях - это актуальный процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, не забывая предпосылки исторического прошлого и исследовательские показатели. Целью данной работы является: формирование базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределениядошкольников. Для достижения поставленной цели определила ряд задач: Задачи: -продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых; -расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества; -научить устанавливать связи между разными видами труда; -сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности; -заинтересовать родителей совместными мероприятиями. Ребенок: - знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат ; - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом. Достижение заявленных результатов будет возможно, если будет вестись планомерная профориентационная работа с воспитанниками. Приложение1 Методы и приемы. В практике с детьми по ранней профориентации использую разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них Наглядные живые образы , к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей и др. Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения и др. Практические — это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и др. Игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты. Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка и др. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики, ориентированы на развитие личности ребенка и его способности. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.

Слайд 6 Что такое профориентация в ДОУ? Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Общее знакомство с миром профессий, совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности. Слайд 7 Проблемы ранней профориентации Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере. Слайд 8 Цель нашей работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Вы точно человек?

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. Программа инновационной работы. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО». На 2020-2024 год Срок реализации программы – 4 года. Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. С этой целью создается мобильная РППС, удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии. Программа инновационной работы. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО». На 2020-2024 год Срок реализации программы – 4 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий