Часть выступления в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении

ПЛАН: 1. Становление методики преподавания литературы как научной дисциплины. 2. Этапы развития методической мысли. Становление, содержание и основные задачи предмета "Литература" в средних учебных заведениях и вузе с древнейших времен до Х1Х века. Можно сказать, что тема речи — это определенный ее аспект, который выбирается ора­ тором в силу того, что или он будет интересен для аудитории, или более известен оратору, или не так сложен и т. д. Предмет речи объединяет множество тем. становление и развитие у студентов профессиональной компетентности, их. предмет лекции развивается в его историческом становлении Установите связь между термином и определением судебное красноречие < род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию. В середине II в. активно развивается судебная ветвь ораторского искусства. В первую очередь это связано с именами Антония и Крас-са, которых в истории римского красноречия называют обычно вслед за именами братьев Гракхов.

Риторика: Практикум

Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба, падение и заключение. Именно от социально-политического красноречия берет начало история развития ораторского искусства, получившая свою научную базу в Древней Греции V века до н.э. Здесь в Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии. Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба, падение и заключение. Античный риторический канон – это разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления, прослеживающая весь путь от возникновения темы и осмысления цели оратора до его выступления перед слушателями. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. Следующая часть речи — повествование. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении.

Лекция. Структура выступления. Методы преподнесения материала

Журналистика – это исторически сложившаяся сложная специфическая форма массовой коммуникации и информационной деятельности. В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений. от личности говорящего, повествование == часть выступления, в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении. Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация».

Русский язык и культура речи (СПО). Часть 1

Современная Р. В определениях Р. Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами содержанием учебного предмета будет обеспечено преподавание Р.

Недостаточно определять Р. Уже русская классическая Р. В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов так называемый риторический канон , каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1 изобретение лат. Общая Р. Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи: 1.

Изобретение — рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах топосах , источниках изобретения. Общие места — основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места топосы — также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи.

Виды общих мест или топосы показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Критика топосов — общих мест — связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. Белинским и К. Зеленецким последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли". Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты.

Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций ср. Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации. Расположение — раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление обращение и называние , описание , повествование , рассуждение доказательство , опровержение, заключение.

Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу , любимцу сиракузского тирана Гиерона I , политическому оратору и адвокату судебному оратору. Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения др. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Тисий , развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий , который, по словам Платона , «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения» [9]. Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» др.

Красивое говорение красивую речь, др. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур : метафор , аллитерации , параллелизма частей фразы. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик , а также знаменитый оратор Исократ , разработавший учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами. Основная статья: Риторика Аристотель Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний с которыми имеет дело оратор , по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика , имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно.

Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета [10]. Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства , указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор то есть всякий говорящий о чём-нибудь может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной технической стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи о стиле , и о построении ораторской речи. Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории например, о значении юмора , пафоса , о влиянии на молодых людей и на стариков и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение.

Но риторика в категориях этоса, пафоса и логоса не зависит от красноречия. Иначе ритор будет, а красноречия не будет. Наша практика это показывает ежечасно и ежеминутно. Для того чтобы риторика была красноречива, риторов обучают сначала грамматике, а потом стилю. Вопрос id:1240773 Установите последовательность предложений в тексте? Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу этос , ввести в обман и угодить пафос и применить силлогизмы и софизмы логос. Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Диалектика предполагает доказательство истины этос , уважение к оппоненту пафос и применение силлогизмов логос. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу этос , презирать оппонента пафос и не считаться с силлогистикой логос. Вопрос id:1240774 Установите последовательность предложений в тексте?

Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эвристической целью — добиться выигрыша спора. Софистика - поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Между противоположными этическими требованиями диалектики и эвристики находится софистика.

Это значит, что из разных по стилю высказываний нужно выбрать яркое и современное, отвечающее вкусам аудитории и описывающее предмет лекции. Название темы — необходимая часть композиции любой лекции.

Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. В ораторике же, напротив, название, как правило, опускается. Следующая часть речи — повествование. Но всякое повествование заведомо неполно. Благодаря тому, что повествование удобно для восприятия, аудитория обычно охотно следит за последовательностью и составом событий. Но принципиальная невозможность дать полный состав событий делает повествование легкоуязвимым для критики.

В повествование входит также рассмотрение предмета лекции как части более широкой проблемы. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета. В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству. Пятая часть речи — доказательство.

В древности говорили: "Аргументы не перечисляются, а взвешиваются". Действительно, важно не количество доказательств, а их весомость, уместность. Сразу же нужно отводить в сторону доводы, не относящиеся к сути дела. Доказательство — центральная часть речи. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного.

Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство. В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор. В ораторике, то есть судебной, совещательной и показательной речи, всегда преследуют интерес, а не ищут истину. Поскольку интересы различны, возникает полемика или спор. Диалектические отношения к предмету речи специально оговариваются.

Бывает и нередко , когда аудитория в целом или кто-либо из присутствующих склонен "дать бой лектору", то есть настроен на полемику. Тогда переходят к полемическому опровержению. Полемика выгодна лектору. Она помогает развить и укрепить его точку зрения. Обычно полемика принимает форму вопросов аудитории и ответов лектора. Седьмая часть речи — воззвание.

Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям. Остановимся на некоторых особенностях публичного выступления. В композиции ораторской речи, таким образом, первый крупный этап — установление контакта с аудиторией — имеет очень большое значение. Лучшее начало — это как бы приглашение к размышлению, приглашение заманчивое, от которого невозможно отказаться. Первыми фразами вам удалось привлечь внимание и даже заинтриговать перспективой речи. Но слушатель пойдет за вами, если уяснит, зачем все это.

Надо помочь слушателю осознать его сопричастность к теме.

Риторический канон. (Лекция 3)

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для преподавания и проповеди, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку. К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны. Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания. Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной компьютерной передачи информации. Общение с такого рода аудиторией не будет являться главной составляющей нашей непосредственной миссионерской деятельности, но тем не менее навык работы и с такой аудиторией должен быть также присущ миссионерам. Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор.

Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию. Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию. Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный факт. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки. Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным.

Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают. Правило последовательности мысли относится к любой проблеме: например, о том, что в воспитании самое трудное дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать.

Второй этап — подчинение аудитории воле оратора.

Это «перекидывание моста» от общих интересов и потребностей Например: государственных к личным. Излагайте позицию открыто. Демонстрируйте свою личную убежденность.

Помните, что чем ниже образовательный уровень аудитории, тем больше надо заботиться о примерах, как можно чаще использовать наглядные средства. Показывайте пользу ваших предложений не вообще, а конкретно, вплоть до деталей. Сенека говорил по этому поводу: «Длинен путь через наставления, короток и легок через примеры».

Примеры бывают: 1. Примеры в виде историй; 2. Речь должна воздействовать на разум и эмоции аудитории.

Поэтому говорите ясно. Придерживайтесь правила: ясность мысли — ясность речи — ясность общественного интереса. Что такое «Публичное выступление»?

Какие правила существуют для успешного публичного выступления? Что такое части речи? Какие формы речи Вы знаете?

Дайте характеристику этапам ораторской речи? Понятие «дискуссии». Основные правила дискуссии.

Цель любого публичного выступления- это утверждение своей точки зрения. Всегда готовтесь к дискуссии заранее, моделируйте, прогнозируйте будущей сценарий событий. При подготовке к «противодействию» всегда берите во внимание: 1.

Защита собственных позиций заключается не столько в ограждении идеи от критики собеседника, сколько в успешности контрударов по слабым местам оппонента.

В академической речи иногда начало — это перечень вопросов лекции, которые предстоит изложить. Дейл Карнеги советует: а начать с яркого факта; б задать неожиданный вопрос; г сделать начало коротким и лаконичным; Не советует: а начинать с извинения, заведомо ставя себя в неудобное положение; б научную лекцию — со смешной истории: она рассеивает внимание; в начинать с пышных фраз и выражений — они вызывают недоверие. Вступление может длиться 1—2 мин, в докладе — 2—3 мин, в лекции — 7—10 мин. Главная часть Она содержит в себе «зерно» темы и цель выступления: доказать, убедить, призвать, отстоять, упросить, утвердить, взволновать, заинтересовать и т. Выступающий должен сохранить в главной части устойчивое внимание. Практики советуют в главной части: 1. Доводить до конца свою мысль и цель.

Не загружать главную часть большим количеством фактов и примеров. Держать аудиторию в напряжении. Не упускать психологической устойчивости внимания. Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе — 20 мин, в речи — 7—8 мин. Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Существует «Закон края», когда самая важная информация ставится или в начале или в конце, чтобы лучше запомнилась. Говорящий должен помнить, что сила фактов, аргументов должна нарастать.

Поэтому эффективнее та речь, когда выступающий оратор постепенно подводит слушателя к основной мысли. Главная часть не должна быть перегружена. Таким образом, лучше, если в речи не больше пяти анализируемых положений. Выступающий пользуется логическими формами изложения: анализом, синтезом, сравнением. Все положения в речи должны быть логически связаны, вытекать одно из другого, раскрывая авторский замысел. Часто встречающиеся ошибки в главной части речи: выход за рамки рассматриваемых вопросов «обо всем и ни о чем» ; «перепрыгивание через пункты речи»; объединение нескольких вопросов в один, что усложняет их понимание; отсутствие живых, ярких примеров. В аргументирующей речи в главной части ведущее место занимают тезис и способы его доказательства. Аргументы подразделяются на: 1 аргументы к существу дела факты, опыт, цифры, наблюдение ; 2 аргументы к человеку к авторитету, к публике, к личности оппонента.

Некоторые аргументы могут выстраиваться по нарастанию их убеждающей силы и воспринимаются аудиторией эмоционально, например хронологический метод. Через каждые 11 лет повторяются годы солнечной активности — взрывы на Солнце. Есть сведения, что 1830 год — год повышенной активности Солнца — отмечен взлетом творчества Крылова, Пушкина, Одоевского, Жуковского, Лермонтова, Тютчева. Ораторы часто обращаются к приему аналогии, которая обладает большой значимостью в споре: аналогия в переносном смысле возбуждает воображение слушателя, например: «Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь — и уж больше ни с чем не спутаешь».

Этосом в переводе с греческого — «характер», «нрав», «душевный склад» принято называть те условия, в которых создаётся речь и которые тесно связаны с соблюдением общественной морали, а также уместность речи относительно ситуации общения в целом. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации логосе , слушатели могут не воспринять.

Пафос в переводе с греческого — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание» — это источник создания эмоций, которые воодушевляют её автора, а, следовательно, — и в слушателе читателе возбуждает запланированные оратором мысли и чувства; то, что эмоционально воздействует на слушателей. Пафос — обязательная составляющая любой речи, ибо исключительно логическая информация вне эмоционального отношения к ней оратора, как правило, порождает у слушателей впечатление о том, что говорящему предмет речи безразличен что он говорит не то, что думает и т д. А в результате он не достигает запланированной цели. В то же время интенсивность выражения оценок и эмоций в значительной степени зависит как от предмета речи и ситуации, так и от индивидуальных особенностей оратора и его аудитории. И нет ничего хуже «ложного» пафоса, который подрывает доверие к говорящему и сводит на нет все его усилия. Логос в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение» в понимании древних греков означал не только «слово», как часто переводится этот термин, а неразделимость «мысли в слове» и «слов как выразителей мысли», а значит — и некий порядок в речи, который в наше время ассоциируется, прежде всего, с логичностью. В политической речи логос особенно важен, поскольку политик должен выражаться предельно ясно, чтобы его нельзя было не понять или неправильно истолковать его слова. Все составляющие триады этос — логос — пафос есть в каждой речи, и они отражают сущность оратора и его отношение к предмету речи. Как видно, риторика начинается не собственно с речи, а с её автора — ритора то есть человек, который искусен в этой науке и его целей, знаний, той картины мира, которую он хочет создать в головах слушателей, а значит, и с его представлений о слушателях и о том, что они должны услышать и понять.

При этом политическая риторика по своей значимости и степени ответственности оратора за последствия своих слов всегда предполагала повышенные требования к любой речи в этой сфере и к самому ритору. Для лучшего понимания этих трех категорий, вы можете прочитать, что по этому поводу говорили некоторые специалисты в области риторики и красноречия: «Этос — этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово. Логос — та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне. Пафос — это соответствующая ситуации, цели высказывания форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания» Иванова С. Под словом пафос понимается замысел речи. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи и представляет собою детализацию темы и формы, то есть индивидуального акта речи. Под словом логос — словесное наполнение замысла, элокуция» Рождественский Ю. В то же время эффективность при данном понимании не равна результативности, поскольку риторика, как и прежде, не приветствует достижения цели любыми средствами. По мнению одного из исследователей истории русской риторики профессора В.

Аннушкина родился в 1949 году : «Человек — создание словесное». Аннушкин Всю жизнь, начиная со университетской скамьи, изучает Язык — Речь — Слово. И больше 40 лет преподает Язык — Речь — Слово в Государственном институте русского языка им. По его мнению: «Риторика — наука и искусство убедительной и эффективной речи. Культура — то ценное, что мы берём из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять; и они не только в материи материальная культура или духе духовная культура : они реально выражены в языке, текстах, словах. Язык — инструмент культуры, а риторика обучает практически пользоваться языком, учит думать, выражать свои мысль в слове, формирует и воспитывает личность. Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре. Общественное понимание этого простого постулата в нашем обществе пока отсутствует».

Этапы развития риторики на Руси в России История русской риторики непосредственно связана с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает с временами общественных ломок и преобразований. Мы кратко приводили в предыдущей статье « Риторика — искусство говорить красиво и правильно » этапы развития российской риторики: Древняя Русь до 988 года. Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» речь, как выражение мысли непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». Вот жречество должно было властно в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы. В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней.

Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича. XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов.

Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки. Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И. Рижского, Н. Кошанского, А. Мерзлякова, А. Галича, К.

Зеленского, М. Однако, начиная со второй половины XIX века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику. Рассмотрим некоторые периоды становления риторики в России более подробно. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть». Евангелие от Иоанна, 1,1 — 3 На Руси всегда любили красивое, яркое, образное, сочное слово. Во все времена, особенно в годы испытаний, русский народ прислушивался к ораторам — военным, духовным, политическим. Жреческая власть — общественный институт, несущий смысл жизни и ответственный за его воплощение в жизнь.

В докрещенскую эпоху Руси это — осёдло живущие волхвы и калики перехожие. Они умели управлять словом и посредством его, осуществляя заблаговременное выявление новых факторов среды, целеполагание и разработку работоспособной концепции воплощения этих целей в жизнь, задавали словом некую философскую общую несущую частоту в обществе на основе общего всем вероучения. Волхвы, жившие среди народа, осуществляли свою власть по принципам, наиболее точно изложенным Александром Сергеевичем Пушкиным в «Песне о Вещем Олеге»: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен». Их органической частью и периферией были распространители общего вероучения — разнообразные скоморохи, сказители, гусляры, создававшие и древнерусский эпос, былины, предания, сказания и сказки. Именно в ту эпоху складывается такой весьма особенный риторический жанр, как «Слово». Дело в том, что многие забывают или не подозревают что: смысл речи текста в общем случае рассмотрения не равен «сумме базовых смыслов» каждого из составляющих её слов а также фраз, абзацев, глав , хотя в каких-то наиболее простых случаях смысл речи текста может и не выходить за пределы «суммы базовых смыслов» его составных частей. И соответственно есть некий объективный смысл и в том обстоятельстве, что в русском языке значениями слова «произведение» являются: результат перемножения сомножителей, который может быть как больше, так и меньше их суммы; продукт творчества, включая изустную речь или письменный текст. Иными словами: В предельном случае «упаковки смысла» в изустную речь текст , начало и конец которой заданы волей её автора, речь текст как целостность сама представляет собой некую полноту и неразрывность смысла. Понимание этого обстоятельства к нашему времени большинством говорящих и пишущих утрачено.

Люди думают, что органически целостной единицей смысла является исключительно слово в нынешнем понимании этого термина как объекта, регистрируемого в толковых словарях , а не некий порядок слов, слагающих речь текст , в русле морфологических и грамматических конструкций, свойственных тому или иному языку. Вследствие этого слова в тексте по отношению к тексту являются ни чем иным, как «слогами». Но слово как объект регистрации словарей — не единственное языковое образование, которое может быть носителем органически целостного смысла. Если бы это было не так, то в русском языке были бы невозможны такие названия литературных произведений, как «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» Произведение митрополита Киевского Иллариона, XI век , а были бы только «повести» «Повесть временных лет» и разного рода сказания. А разбивка его на строки была вынужденной, обусловленной размерами листа и размерами шрифта , и с другой стороны — «повестей» и разного рода прочих сказаний. В отличие от них «Слово», обладая по определению некой внутренней особенной структурой «морфологией», объемлющей по отношению к морфологии «слов-слогов» — регистрационных единиц, представляемых в толковом словаре , может быть заменено только иным «Словом» на того же рода тему, которое должно быть внятно высказано или написано от начала до конца заново, в ином порядке «слов-слогов» одно- или двухкоренных слов; при этом корни слов — носители базового смысла. Хотя при этом новое «Слово» может включать в себя какие-то фрагменты «предшествующей редакции», однако все такого рода включения должны быть в согласии с внутренней структурой нового «Слова». А поскольку внутренняя структура нового «слова» должна проникать в такого рода включения, то если эти включения по своему предназначению не должны быть точными цитатами, — они неизбежно должны быть в чём-то изменены по отношению к тому тексту, из которого они взяты, для отождествления их внутренней структуры с объемлющей структурой нового «Слова» в целом. То есть: «Слово» — это особенное явление в языке, частным случаем которого являются единицы регистрационного учёта толковых словарей, содержащие один или редко когда два корня — носителей «единиц смысла», представляющихся неделимыми.

Иначе говоря, рассуждать о смысле произведения изустного или письменного речевого творчества, принадлежащего к жанру «Слова», не выслушав или не прочитав его от начала до конца полностью, — значит впадать в самообольщение. Но если начать пересказывать «Слово» «своими словами-слогами» в ином их порядке, то это оказывается невозможным: человек либо впадает в молчание, потому что сам не может выстроить свой «порядок слов-слогов»; либо «Слово» утрачивает свойственную ему изначальную оригинально-авторскую определённость смысла вследствие изменения порядка «слов-слогов» тем, кто пытается его «воспроизвести», выстаивая свой порядок «слов-слогов»; либо рассыплется в более или менее ярко выраженную бессмыслицу точно также, как рассыпается на неладные звуки музыка, если её пытается исполнить тот, кто лишён музыкального слуха, не владеет инструментом на необходимом уровне, чья музыкальная память оставляет желать лучшего, либо кто не смог принять в себя музыкальное произведение другого человека как целостность. Для человека, обладающего чувством языка, это своеобразие «Слова» как жанра речевого творчества, обусловленное наличием в «Слове» своеобразной внутренней ритмики, мелодичности и обертонов, столь же ощутимо, как ощутимо отличие музыки от шума для человека, обладающего музыкальным слухом и минимальным уровнем музыкальной культуры если не композитора и исполнителя, то хотя бы слушателя. Владея таким мощным средством управления, как «Слово» древнерусское жречество при всём при том жило в самом народе и воспроизводилось в преемственности поколений не на замкнуто-клановой основе, а на общенародной; оно не обособилось от народа ни в организационных формах профессионально орденской корпорации знахарей, посвящённых в таимые от прочих знания и навыки; ни в формах особого сословия «духовных», подобно тому, как обособились в корпорации друиды и шаманы и в наследственные сословия брахманы, левиты, попы в России в допетровскую эпоху. Калики перехожие, волхвы в древней Руси — социально-функционально — жречество, и, как свидетельствуют былины и летописи, описывая события эпохи становления в конце первого тысячелетия «элитарной» государственности на Руси, они не были обособленной от общества социальной группой в этот период начала кризиса Руси изначальной. И это — главное качество Русской цивилизации, которое во многом аналогично кораническому утверждению: «Бог лучше знает, где помещать своё посольство» Коран, 6:124. Во времена посещения Руси в I веке апостолом Христа Андреем Первозванным жреческая власть была дееспособна, и потому он не стал крестителем Руси, хотя и запомнился русичам. Но неадекватно прореагировав на свидетельства Андрея Первозванного, имевшие глобальное эпохальное значение, жреческая власть ступила на путь деградации и к концу первого тысячелетия утратила дееспособность, что не могло не отразится и на практике применения слов. Княжеско-боярская корпорация в период ранее становления государственности она была профессиональной корпорацией управленцев и играла роль общецивилизационной исполнительной власти, подчинённой слову жречества , осознав недееспособность жречества, стала искать идейного руководства за рубежом и нашла его в лице византийской церкви.

В результате состоялось крещение Руси Владимиром, чем были удовлетворены интересы и Византии, и княжеско-боярской корпорации Руси. После Крещения — Русь киевского периода Борьба с иноземными захватчиками, объединение русских земель ставили перед русичами довольно часто военные задачи. Раздробленная после Крещения, собирающая воедино свои силы Русь нуждалась в военном красноречии, к лучшим образцам того времени можно отнести «Золотое слово» князя Святослава, произнесённое им перед дружиной при осаде русских войск византийцами в крепости Доростал на Дунае в 971 году: «Погибнет слава, спутница русского оружия, если мы теперь постыдно уступим римлянам. Итак, с храбростью предков наших и с тою мыслию, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но — или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою… Уж нам некуда деться, волей-неволей придётся стать против… да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми: мёртвые бо сраму не имут, если же побежим, то срам примем, не убежим, но станем крепко, а я пойду впереди нас…» Знаменитый афоризм «Мёртвые сраму не имут» — навсегда вписан в историю нашего Отечества.

Вы точно человек?

Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, вещественные доказательства. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении.

Содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, вещественные доказательства. Доказательство — центральная часть речи. Части речи в доказательном высказывании Слайд 9 6.

Опровержение — следует за доказательством.

Хранителями Александрийской библиотеки были выдающиеся поэты и ученые. По их просьбе закупались книги, под их руководством велась огромная работа по переписыванию и систематизации рукописей. Александрийская библиотека насчитывала около семисот тысяч томов. Накопление большого количества книг сделало необходимым составление комментариев к старым текстам, систематизацию и описание всего массива хранящихся в библиотеке рукописей, переводы иноязычных произведений. Появились новые виды литературного труда — критика, текстология, позволившая выявлять поддельные рукописи и устанавливать точный текст произведений, переводческая деятельность, составление словарей, научных комментариев. Римская цивилизация с ее стремлением к установлению порядка и закона на территории империи внесла свой вклад в развитие коммуникационных технологий античности.

Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. Римское искусство внесло точность и историзм мышления, суровая проза жизни — в основе художественной культуры. Интересы римлян подчинялись интересам государства. Завершив обучение красноречию, как это было принято, на греческом острове Родос, он вернулся в Рим и вскоре приобрел всеобщую известность после цикла разоблачительных «Речей против Гая Верреса» — нечистого на руку наместника Сицилии». Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. В диалоге «Об ораторе» Цицерон утверждал, что «для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение и, в-третьих, наука» 58, с.

Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие цензорского эдикта, направленного на исправление качества преподавания в риторских школах. Помимо устного красноречия в Риме получает развитие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в отдаленные провинции, нанимали за деньги свободных людей. Исполняли подобные поручения доверенные грамотные рабы или вольноотпущенники. Порой один такой человек работал на нескольких корреспондентов и был, по сути, прообразом информационного агентства, принцип работы которого строился на сборе информации и рассылке ее потребителям. У авторов была возможность размышлять в своих письмах и доносить свои размышления не только до конкретных адресатов, но и до широкого круга читателей.

Таким образом, сформировавшийся жанр письма говорит и о зарождении публицистики в Древнем Риме. Особое место в развитии коммуникационных технологий занимают анналы. Их можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе — это «белые доски», которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика жреца с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы «ежегодники» от латинского слова «год» — annus. Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники: сведения о войнах, стихийных бедствиях, внутриполитических событиях, деятельности сената, итогах выборов, погоде. В 130 г.

Таким образом, «анналы» можно считать прообразами современных газет. Сообщения писались на покрытых гипсом белых досках и вывешивались на видных местах. Рукописные копии «Acta» рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы информировать чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать решения центральной власти. Копии «Acta diurna» в виде свитков хранились в специальных общественных зданиях, где желающие могли с ними ознакомиться. Периодичность появления «актов» была нерегулярной. Цезарь проявил себя не только в военных и государственных делах. В красноречии он стяжал не меньшую, если не большую славу, его все без спору признавали одним из лучших судебных ораторов Рима.

Блестящим образцом военной мемуаристики стали его «Записки о Галльской войне». В них Цезарь описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры и публицистической эпистолографии. В этих письмах Сенека выступил одновременно и как крупный мыслитель, и как блестящий стилист и художник, представивший интересный и весьма оригинальный образец римской эпистолографии I н. Свободные размышления римского философа на различные темы, облеченные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Пражурналистских явлений было немало. Они постепенно развивались.

Информационное общение возникло вместе с развитием трудовой деятельности и языка и было связано с трудом и необходимостью планировать общую трудовую деятельность. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, формируются политические институты и появляются профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности Демосфена Греция и Цицерона Рим является ярким проявлением целенаправленного распространения в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующее их представления, мнения, стремление, побуждающее их к тем или иным действиям. Это с полным основанием можно считать пражурналистской деятельностью. С древних времен до наших дней ораторские выступления являются важной формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали с наказами гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов.

С устными формами распространения информации связаны сохранившиеся в журналистике и широко употребляемые слова: форум — площадь собраний; трибун — должность, места произнесения речи; дума — собрание советников. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов: вестник, курьер, герольд, трибуна. Журналистика — это прежде всего печатное слово. Исторически именно печатные периодические издания появились первыми. Поэтому для создания предпосылок ее появления необходимо было развитие многообразных традиций использования письменных форм информационных процессов, развитие разносторонних жанров словесности. Литература, театр, история, философия - все это фундамент, на котором взросла и в свое время сформировалась журналистика. Цели истории и журналистики сходны.

Историки доносят до людей правду. Различны временные характеристики. Журналистику называют историей одного дня оперативность информации — главное.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это взаимное расположение частей, краткая программа какого—нибудь изложения. Для успеха речи важно течение мысли лектора. При написании плана необходимо не только выделить вопросы по теме лекции, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, цифровой материал, цитаты. Когда такой план написан, легче определить, какие разделы лекции оказались перегруженными, затянутыми, какие вопросы следует опустить, достаточно ли фактического материала и т. Это позволяет устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как в процессе работы над лекцией он уточняется, сокращается или расширяется. По структуре плана бывают простые и сложные. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части речи. Простой план можно превратить в сложный, для чего надо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. План должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественными переходами от одного пункта к другому. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. К составным элементам композиции еще с античности относят вступление, главную часть, заключение.

4 часть речи описание в котором дается систематическая картина предмета

индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение истории как школьного учебного предмета: история – это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. 2 Актовая лекция Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции.

Русский язык и культура речи

Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения. Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность: 1 наличие обратной связи реакция на слова оратора. В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь; 2 устная форма общения. Публичная речь представляет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка.

Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем; 3 сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей; 4 использование различных средств общения. Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства.

Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации. Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. Еще в античные времена аудиторией называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами аudirе слышать и аuditоr слушатель. В современной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого общения.

Это сложная социально-психологическая общность людей со своеобразными эмоциональными переживаниями. Количественный состав аудитории — существенный признак. Оратору не может быть безразлично количество слушателей. В большой и маленькой аудитории поведение и реакция людей различны. Необходимо иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные всем.

Некоторые ораторы боятся большой аудитории, которая вызывает у них «ораторскую лихорадку». Маленькая аудитория не представляет ничего монолитного, целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления.

Одной из характеристик аудитории является ее однородность. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция и тем легче выступать. Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Влияние слушателей друг на друга особо остро ощущается при одобрении или неодобрении речи выступающего.

В данном случае ритору надо научиться управлять настроением аудитории, уметь при необходимости изменить его. Важная характеристика аудитории — мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания и прочее, руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделяют три группы мотивов: 1 мотивы интеллектуально-познавательного характера; 2 мотивы морального плана; 3 мотивы эмоционально-эстетического плана. Естественно, что изначально слушатели по-разному.

Настроены на речь выступающего. Оратору необходимо выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступления. Следует учитывать и то, что люди, собравшиеся в зале, пока не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение. Взаимодействие оратора и аудитории.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина.

Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина — показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами. Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале. Контакт может быть полным или неполным, охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления.

Факторы, влияющие на установление контакта: 1 актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления; 2 личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем; 3 особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе; 5 внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей. Кроме того, перед оратором стоит важная задача — заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Приемы управления аудиторией. Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией. Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам. Нередко юмор становится очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания.

Оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние. Благодаря приему соучастия оратор ссылается на совместное участие со слушателем в каких-либо мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах. Выступающий может соглашаться или не соглашаться с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитировать его слова, обыгрывать их. Такой прием получил название апелляции к речи предыдущего оратора. Ритор для пробуждения внимания аудитории может обратиться к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы, т.

Апелляция к погодным условиям — еще один прием управления аудиторией, когда оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или теплую погоду и прочее, усиливая тем самым эффект от своей речи. Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, оратор приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических или общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, газеты, журналы, мнения авторитетных деятелей. Этот прием называется ссылкой на авторитеты или известные источники. В некоторых случаях полезна апелляция к интересам аудитории. Оратор рассматривает тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений и т.

Выделяют также такой прием, как апелляция к личности оратора. В данном случае выступающий обращается при обсуждении каких-либо вопросов к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий. Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова и фразеологизмы. Кроме того, помогает и обращение к аудитории. В управлении могут быть полезны голосовые приемы, т.

Пауза здесь придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Невербальные средства общения. Первоначально проблема языка жестов была рассмотрена Чарльзом Дарвином в работе «Выражение эмоций животными и человеком» в 1872 г. Впоследствии появилось целое направление, занимавшееся изучением указанного вопроса, его последователи — невербалисты. Язык мимики, жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Таким образом, неслучайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском искусстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. В «Советах лекторам» А. Кони указывал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова.

Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они выступают результатом волнения, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе. В зависимости от назначения жесты подразделяются на: 1 ритмические жесты, связанные с ритмом речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи интонацию ; 2 эмоциональные, передающие различные оттенки чувств.

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку эти жесты стали общезначимыми бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, развести руками и т. Указать можно головой, рукой, ногой, поворотом тела, пальцем; 4 изобразительные жесты появляются в нескольких случаях: А если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; Б если одних слов недостаточно по каким-либо причинам нервозность, неуверенность, невладение собой ; В если надо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно; 5 условные символические жесты: А жест категоричности сабельная отмашка кистью правой руки — это совершенно ясно, никогда не соглашусь, никто не знал ; Б жест интенсивности рука сжимается в кулак — он очень упорный, он страшно честолюбив, она упрямая ; В жест отрицания, отказа отталкивающие движения рукой ; Г жест разъединения ладони раскрываются, расходятся в разные стороны ; Д жест объединения пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони. Тем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое сказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. При всем многообразии жестов, их вариативности, они проявляют относительную устойчивость, хотя случаются и исключения. Юридическая риторика.

Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта. В обоих случаях искусство обогащается научным знанием о себе самом. Практика коммуникации определяет искусство коммуникации и вместе с ним составляет предмет риторики как научной теории коммуникативной деятельности человека. Замечания античных авторов об этом предмете приобретают вполне определенный и выходящий далеко за рамки их определений и наблюдений смысл, если рассматривать их в контексте современной теории риторики.

Последнее умозаключение отталкивается от сравнения и небезупречно с точки зрения формальной логики. Сравнение ораторского и поэтического искусства только помогло дать определение предмета риторики в контексте общего рассуждения о взглядах античных авторов на соотношение науки и искусства красноречия. Ход мысли автора остался как бы «за кадром» в сфере образного, интуитивного, иррационального, но в то же время вполне доступного пониманию знания. Убедительна сама последовательность мысли, ее развитие и словесное оформление. Изучение юридической риторики не может заключаться только в анализе текстов речей и судебных решений — наиболее яркой и хорошо изученной стороны юридической риторики.

Менее заметная, но наиболее объемная часть предмета указанной дисциплины сосредоточена в процессе подготовки и формирования убеждений, оформления оценочных характеристик фактического содержания дела для последующей убедительной презентации в речи или судебном решении. Поэтому юридическая риторика это прежде всего методология исследования дела, а лишь затем искусство судебной речи. Юридическая риторика, тесно взаимосвязанная с отраслями права и филологии, на самом деле является важнейшим из прикладных разделов научной риторики. Она всецело зависит именно от предмета и методологии этой систематической дисциплины. Специфически филологические или специфически правовые подходы к изучению юридической риторики правомерны только в том случае, если они согласуются с обязательно приложимым к предмету убеждения в любой гуманитарной отрасли риторическим методом исследования.

Именно этот метод станет основой методологии настоящего исследования. Таким образом, юридическая риторика как научная дисциплина изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера. Предметом юридической риторики является убеждение в правовой сфере коммуникации. Научная методология этой прикладной дисциплины тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины. Стилистика защитительной речи.

Судебный оратор так строит свою устную речь, что она сохраняет лишь немногие черты разговорного стиля и характеризуется широким использованием стилистики письменной речи книжных стилей. Это обстоятельство предопределяет сложность стилистической природы защитительной речи, которая формируется практически всеми известными функциональными стилями литературного языка. Филологи и вслед за ними многие юристы стремятся анализировать стилистику защитительной речи, исходя из представлений о стилях литературного языка и соответствующих этим стилям выразительных средствах.

Выберите основные структурные части речи Выберите основные структурные части речи Выберите основные структурные части речи Выберите предложение, в котором есть алогизм Выберите предложение, в котором есть алогизм Выберите разделы Договора Выберите словосочетание, в котором одно из слов употребляется в переносном значении Выберите существительные, которые имеют ударение на первом слоге Выберите существительные, которые имеют ударение на последнем слоге Выяснение истины в споре называлось Диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы — это Дистантное общение всегда Доводы, которые спорящие используют для убеждения партнеров в своей правоте, издавна принято делить на две большие группы, — это Доказательства делятся на прогрессивные и регрессивные.

Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными...

Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий